До начала 90–х прошлого столетия виниловая индустрия развивалась стремительно. Любой меломан и ценитель хорошего саунда никогда не променял бы фирменный винил на магнитофонную кассету или бобину, не говоря уже о филофонистах – коллекционерах грампластинок. Пик производства пластинок и проигрывателей пришёлся на 1988 год. Потом начался спад, который связывают с появлением компакт–дисков.
Говорить, что винил в то время был в коматозном состоянии, наверное, нельзя. Правильнее было бы сказать – притаился. Виниловые пластинки выпускались, но меньшими тиражами. В основном коллекционные и для ди–джеев. И вот лет десять назад в США, Великобритании и Австралии началась новая эра винила – рост производства и продаж грампластинок на фоне устойчивой тенденции спада продаж компакт–дисков. Постепенно мода добралась и до нас. Конечно, с 70–80–ми прошлого века не сравнить, но…
Есть в Актобе филофонисты и старой гвардии, и поколения NEXT. Так почему же грампластинки до сих пор в тренде, и мода на них возвращается?
«СЕГОДНЯ СЛУШАЕШЬ ТЫ ДЖАЗ, А ЗАВТРА РОДИНУ ПРОДАШЬ!»
Вот такая красноречивая советская страшилка ходила в конце 40–х – начале 50–х прошлого века в СССР. Однако это не отбило любовь советских слушателей к буржуйской музыке. В Советском Союзе джаз стал популярен, начиная с 30–х годов ХХ века, благодаря фильму «Весёлые ребята».
Была эта музыка популярна и в Актюбинске. В 60–70–е гонений на джаз уже не было. Там другая головная боль советских идеологов маячила на горизонте, в виде битломании и рок–культуры. А пластинки с записями джазовых исполнителей свободно печатали фирма грамзаписи «Мелодия» и заводы соцлагеря.
Уже полвека собирает виниловые пластинки коллекционер джаза Анатолий САМБОРСКИЙ. У него около полутора сотен грампластинок с записями джаза, классики и бардовской песни. Советский, польский, югославский, финский, немецкий (ГДР) и даже греческий винил есть в коллекции у филофониста. Есть и компакт–диски – прогресс ведь на месте не стоит. Но виниловый LP (от Long–Playing – долгоиграющий) – это услада для слуха истинного любителя живой музыки.
НЕРАФИНИРОВАННАЯ И ВЕЧНАЯ МУЗЫКА
– На цифре всё рафинировано. А на пластинке какие–то шероховатости и полутона, – говорит Анатолий Владимирович. – Особенно те диски, которые записаны с живого концерта, а не в студии. В них есть жизнь. Каждый лейбл на пластинке – визитная карточка. А цифровая запись – как дистиллированная вода. Это во–первых. Во–вторых, когда берёшь винил в руки, ты осязаешь эту живинку. То же самое, что взять книгу в руки или прочитать её в интернете. Кто вырос на виниле, тот на нём будет всегда.
Коллекционер считает, что не мода на винил возвращается, а приходит осознание эстетики восприятия живого звука, а не цифрового эрзац–продукта. Анатолию Самборскому есть чем похвастать: Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Томми Дорси, Джек Тигарден, Каунт Бэйси и многие другие исполнители в его фонотеке. Особенно гордится он полной коллекцией из 9 пластинок джаза «Чёрно–белой» серии фирмы «Amiga» (ГДР), которую ему пришлось собирать через других коллекционеров Советского Союза. Есть и редкие экземпляры, тираж которых всего 4.000–8.000 экземпляров. В 250–миллионном Союзе того времени это штучный товар только для избранных.
Александр бережно сдувает пылинки с каждой пластинки.
ВСЁ ЭТО РОК-Н-РОЛЛ!
Масса направлений и течений существует в современной музыке. И многое из этого находит своё место в виниловых джунглях. Добрый старый рок, панк–музыка с её разновидностями, брит–поп и другое. В джунглях места хватает всем.
Коллекционированием пластинок музыкант Александр ПЕРЕКОРЕНКО занимается чуть больше года. Но в его коллекции уже сотни две пластинок. Причём есть экземпляры, которые довольно ценны на интернет–аукционах. В чём же причина такой любви к винилу?
– На виниле звук лучше. Если есть серьёзная воспроизводящая аппаратура, то аналоговый звук превзойдёт любой МР3 или СD, – заверяет Александр. – Если смотреть по частотам, то на виниле их гораздо больше. Даже самые продвинутые электронные форматы, WAV например, не дают такой полноты, как аналоговое звучание. Я всё время слушал музыку на дисках. Пластинки для меня были воспоминанием, далёким детством. Но как–то заинтересовался: а что такое винил, и как он появился? Пошёл к своему товарищу. Он мне поставил что–то тяжёлое из новой волны. А до этого я слышал эту вещь на диске. Вот тут я сравнил и понял – это две разные вещи! Когда закрываешь глаза, такое ощущение, что ты находишься на концерте. Вся полнота ощущения живого звука. Слышны какие–то полутона, скрипы, делающие музыку натуральной и живой. Как будто вот она, бас–гитара, перед тобой играет, а где–то невдалеке – ударник.
ДАС ИСТ ПЕРВОЦВЕТ? НАЙН. ДАСТ ИСТ ПЕРВОПРЕСС!
– Есть первопрессы (First Press), которые ценятся гораздо выше, чем дальнейшие переиздания или копии. В чём отличие первопресса от переиздания? В том, что первопресс – это полностью аналоговый звук, а переиздание – наложение уже оцифрованного звука на винил, – продолжает музыкант. – Новые пластинки стоят хороших денег. От 1.000 российских рублей и выше. Старые пластинки, например, 70–80–х годов, стоят дешевле. Но не все. Стоимость винила зависит от тиража. Чем меньше тираж, тем дороже пластинка. Мне случайно достался альбом «Led Zeppelin–2» 1974 года выпуска. Он стоит сейчас более 100 евро. А пластинки–новоделы (переиздания) – это по большей части цифра на виниле. Если, конечно же, остаются старые матрицы, то тогда, возможно, это аналоговое звучание.
По словам Александра, все пластинки он приобретает в России. Там они, по крайней мере, есть в широкой продаже. Там же можно купить и хорошую вертушку. Много грампластинок на российский рынок приходит из Германии. В Казахстане с этим засада. Есть они в Алматы в одной из специализированных сетей, но цена – мама не горюй!
Кто–то из известных музыкантов как–то сказал, что он не делает большого различия между рок–музыкой и поп–музыкой. Бывает просто хорошая музыка, а бывает плохая. Так вот, даже самый отстойный музыкальный хлам можно записать на компакт–диск в простом хлеву или гараже, что, в принципе, и делают многочисленные «звездуны». А вот оказаться на виниле – это получить признание. Потому что кустарным способом сделать грампластинку теоретически можно. Но стоить это будет го–о–ораздо дороже, чем на фабрике грампластинок.