Инстаграм
Факт

Авторизация

Мы в соц.сетях:   
рус
каз

  • Главная
  • Город
  • Регион
  • Общество
  • Криминал
  • Экономика
  • Культура
  • Спорт
Сегодня: 07.02.2023

Любишь кататься, полюби и за дороги платить

26 октября 2022 года. №41
В ближайшие 2 года сразу две трассы, проходящие через Актюбинскую область, станут платными. Сколько это будет стоить, и зачем это внедряется? 

333.jpg

На прошлой неделе министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек УСКЕНБАЕВ напомнил казахстанцам, что скоро почти половина дорог в стране станет платной. План министерства рассчитан до 2025-го года. В целом внедрение оплаты за пользование дорогами идёт уже почти 10 лет, но до наших краёв оно добралось только сейчас.
– Для дальнейшего перевода автодорог на самосодержание платность планируется ввести на участках автодорог II категории протяжённостью 2,5 тысячи километров после приведения их в нормативное состояние, – прокомментировал министр. – В целом до 2025-го года, по мере завершения реконструкции участков дорог, будет поэтапное внедрение платности на 11-и тысячах километров.
По информации министерства, речь идёт о дорогах Кызылорда – Аральск, Актобе – Уральск, Актобе–Оренбург, Кайнар–Бишкек, Жетибай–Шетпе–Бейнеу–Акжигит, Павлодар–Семей, Северный обход Астаны, Уральск–Саратов, Кокшетау–Петропавловск, Астана–Атбасар, Павлодар–Омск, Семей–Калбатау.
То есть пока проект затронет 2 трассы в Актюбинской области. В дальнейшем, когда завершатся работы на трассе Актобе–Атырау-Астрахань, плату планируют взимать и за её пользование.

Во сколько это всё обойдётся?
Внедрение оплаты, как говорят в министерстве, будет производиться только после полной реконструкции дорожного полотна. Тариф за пользование дорогой составит 1 тенге за 1 километр для легковых автомобилей и 25 тенге – для грузового транспорта. Расстояние между Актобе и приграничным Жайсаном составляет 97 километров, между Актобе и Уральском – 500 километров, а Актобе и Атырау – 617 километров по неотремонтированной дороге и 975 километров через Уральск.
То есть поездка в одну сторону для легковых автомобилей будет стоить менее тысячи тенге. Также для тех, кто прописан в Актюбинской области, обещают ввести льготный тариф: 1.000 тенге за год пользования для легковых автомобилей. Поэтому такое нововведение нельзя считать накладным для простых водителей, и воспринимать его в штыки не стоит. А для компаний, которые занимаются грузовыми перевозками, также обещают ввести годовой тариф.

Хватит ли этого на обслуживание?
Сегодня протяжённость всех платных дорог в стране составляет около 2,2 тысячи километров. Это участки Астана–Щучинск, Астана–Темиртау, Алматы–Капшагай, Алматы–Хоргос, Капшагай–Талдыкорган, Тараз–Кайнар, Шымкент–Тараз, Шымкент–Ташкент, Шымкент–Кызылорда, Щучинск–Кокшетау, Астана–Павлодар. С начала года сборы за их пользование составили около 4.000.000.000 миллиардов тенге. В прошлом году сборы составили более 8.000.000.000 миллиардов тенге. Все деньги, как объясняют в министерстве индустриального развития, идут на содержание этих трасс. После 2025-го года средств со сборов должно хватить на полное покрытие дорожных расходов.
– После внедрения платности на 11-и тысячах километров планируется, что автодороги ежегодно будут зарабатывать от 60 до 72-и миллиардов тенге. Эти расчёты основаны на данных о тарифах за проезд на существующих платных участках, – отвечают в министерстве. – Другими словами, платные дороги выйдут на самоокупаемость и не будут нуждаться в финансировании из бюджета страны.
Таких средств должно с лихвой хватить на то, чтобы ремонтировать дороги качественно. Сегодня на реконструкцию и строительство 23.000 километров республиканских дорог выделяют около 46.000.000.000 тенге в год, и этих денег катастрофически не хватает. В министерстве признают, что подрядчики вынуждены использовать самые дешёвые материалы, из-за чего дорожное полотно в лучшем случае выдерживает 2-3 года. К примеру, в Казахстане реконструкция одного километра 4-полосной автострады обходится в 1,6 миллиона долларов. В Германии на этот же километр потратили бы более 7.000.000 долларов, в США – более 4.000.000 долларов, а в России и Китае – около 2,5 миллионов долларов.
Поэтому в министерстве индустриального развития и решили обратиться к общемировой практике по платным дорогам. Такие правила распространены как в странах Европы, так и Азии. В основном доля платных дорог там составляет от 10-и до 30% от всей дорожной сети. К примеру, в России за один километр грузовому транспорту необходимо оплатить до 50-и рублей. Во Франции за один километр берут от 0,05 до 0,1 евро, а в Испании – 0,03 евро.
 
Кто виноват в том, что дороги плохие?
В основном новость о платных дорогах жители страны восприняли в штыки. Немудрено: трудно поверить, что ситуация улучшится после стольких лет, да и платить за это придётся напрямую из своего кармана.
Но проблема качества дорог упирается не только в количество финансовых ресурсов. Из-за того, что источников финансирования несколько, контроль за качеством дорожного полотна остаётся формальным. Генеральный директор Национального центра качества дорожных активов Замир САГЫНОВ рассказывает: Национальный центр качества дорожных активов существует с 2019 года, он подчиняется комитету автомобильных дорог министерства индустрии и инфраструктурного развития. При этом дороги находятся на балансе акиматов, в акиматах действуют инспекции по контролю строительства, также есть транспортная инспекция.
– Дорога финансируется по программе «Нурлы жол», – отмечает гендиректор. – Есть областной бюджет. Ещё есть программа обеспечения занятостью. Оттуда тоже выделяются средства на дороги. Есть программа «Аул – колыбель народа». В ней участвуют министерство соцзащиты и министерство экономики. Все эти программы касаются строительства дорог.
С распределением средств тоже большие трудности. Старший научный сотрудник казахстанского дорожного НИИ, кандидат технических наук Калижан КУЛМАНОВ поясняет, что тендерная процедура сегодня настолько забюрократизирована, что к строительным работам приступают слишком поздно, и возможности исправить ошибки не остаётся.
– Тендеры проводятся в январе-феврале, выигрывает какая-то компания. Вторая компания подаёт в суд с жалобой на ошибки, месяц уйдёт на суд. Потом снова объявят тендер, потом кто-то опять подаст в суд, – говорит эксперт. – Такими темпами строительство начнётся в сентябре. В сентябре министр укажет, что в такой-то сфере не освоены средства. Дорогу, которую можно было начать в марте и закончить в октябре, мы начинаем строить в сентябре и работаем до ноября. А потом её осматривают специалисты по технадзору. Качество проверяют после того, как дорогу построили. А надо контролировать в ходе работ. Неизвестно, сколько там слоев уложили. А кто контролирует? Технадзор. Технадзор получает зарплату из средств, которые выделили на строительство дороги. Если работа остановится на пару месяцев, он не проживёт. Поэтому и приходится им на месте принимать
В случае более централизованного финансирования, как объясняют в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, система контроля за качеством дорог улучшится. Не придётся, в таком случае, и экономить на материалах. А самый важный момент касается спроса и от самих казахстанцев. Если сегодня всё ограничивается простым возмущением, то после оплаты за дорогу из собственного кармана спрос станет серьёзнее за каждую яму и колдобину.

Анна БЕЛКИНА

 
Текст сообщения*
Защита от автоматических сообщений
 





Город

Мошенники обманули сразу нескольких местных жителей Мошенники обманули сразу нескольких местных жителей

Чиновники лишили актюбинку квартиры и теперь не знают, как вернуть ей жильё Чиновники лишили актюбинку квартиры и теперь не знают, как вернуть ей жильё

Где бы погреться? Где бы погреться?

Больше зелени! Больше зелени!

Хлористый заплыв Хлористый заплыв

Регион

Кушать подано - садитесь жрать, пожалуйста! Кушать подано - садитесь жрать, пожалуйста!

7 человек погибли в страшной аварии 7 человек погибли в страшной аварии

Осторожно, грипп! Осторожно, грипп!

Любишь кататься, полюби и за дороги платить Любишь кататься, полюби и за дороги платить

Первым делом – самолёты Первым делом – самолёты

Общество

В этом году точно не слипнется В этом году точно не слипнется

Касым-Жомарт ТОКАЕВ, президент Казахстана: «Власти на местах саботируют политику президента» Касым-Жомарт ТОКАЕВ, президент Казахстана: «Власти на местах саботируют политику президента»

Салам алейкум, шпион-ага! Салам алейкум, шпион-ага!

Усы, лапы, хвост и чип Усы, лапы, хвост и чип

Когда жареный петух клюнул Когда жареный петух клюнул

Криминал

Игра в закладчика Игра в закладчика

Дорога продолжает убивать Дорога продолжает убивать

На нары за синтетику На нары за синтетику

Нас бьют, а мы – снимаем Нас бьют, а мы – снимаем

Программа по обману Программа по обману

Экономика

Нефть как оружие Нефть как оружие

Сообразим на троих? Сообразим на троих?

Грустный сюжет про семейный бюджет Грустный сюжет про семейный бюджет

Кому он нужон, доллар ваш! Кому он нужон, доллар ваш!

Казна пустеет, милорд! Казна пустеет, милорд!

Культура

На волнах памяти На волнах памяти

В спектакле должно быть всё прекрасно В спектакле должно быть всё прекрасно

Вербовщики перешли в «Телеграм» Вербовщики перешли в «Телеграм»

След былого величия След былого величия

«Наша жизнь – это шатлык!» «Наша жизнь – это шатлык!»

Спорт

Слёзы великих Слёзы великих

И это всё о нём И это всё о нём

Вне времени, без красных и без пива Вне времени, без красных и без пива

Мундиаль стартовал Мундиаль стартовал

Что могли – сделали Что могли – сделали

Акции

В частном доме взорвался газовый баллон. Пострадали два пожилых человека В частном доме взорвался газовый баллон. Пострадали два пожилых человека

Резиденцию президента в Актобе передадут на нужды детей Резиденцию президента в Актобе передадут на нужды детей

Салам алейкум, шпион-ага!

Конец света, который мы не заметили Конец света, который мы не заметили

Война войной, а обед - по расписанию Война войной, а обед - по расписанию



world-weather.ru/pogoda/kazakhstan/aqtobe/
https://world-weather.ru/pogoda/russia/izhevsk/

HTMLplayer











АРХИВ ГОЛОСОВАНИЙ


  • Главная
  • Авторы
  • Контакты
  • Рейтинги


Рика - рекламно-информационное коммерческое агентство
 Наш адрес: г. Актобе, ул. Ш.Уалиханова, 35
 Тел.: 8 (7132) 212 249;
 Факс: 8 (7132) 212 660
Яндекс.Метрика
OldRika
Наверх