На прошлой неделе в стране заговорили о возможности не тратиться на посещение курсов в автошколах. Заместитель министра внутренних дел страны Ерлан ТУРГУМБАЕВ заявил, что их ведомство внедряет самостоятельную подготовку претендующего на получение водительского удостоверения для управления мотоциклами и легковыми автомобилями.
– Например, вы можете правила дорожного движения изучить у себя дома, затем сдать тесты. Практическая часть – во всех спецЦОНах есть специальные автомобили, которые оборудованы видеокамерами и специальной компьютерной техникой, фиксирующей ваши нарушения. Если вы без нарушений прошли, то на категорию «А» и «В» можете получить водительское удостоверение, не проходя обучение в специальных автошколах… Это сейчас вводится, в апреле буквально мы это опубликуем, – сообщил Тургумбаев на встрече с представителями СМИ в Астане.
ЛЮДИ СТАНУТ СЕРЬЁЗНЕЕ
В этом убеждён заместитель начальника регистрационно–экзаменационного отдела УАП ДВД области Умархан САНСЫЗБАЕВ.
– Мы перенимаем опыт передовых стран. Нужно отходить от совковых методов: провёл занятие – отметил, дал задание – отметил. Человек сам должен выбирать, посещать ему школу или обучаться самостоятельно, – говорит Сансызбаев. – Уверен, что нововведение заставит многих всерьёз задуматься о безопасности движения. Люди станут восполнять оставшиеся пробелы.
По информации стражей порядка, в прошлом году экзамены на право управления авто сдали 26.000 актюбинцев, за три месяца нового года 2.543 новичка пополнили ряды автомобилистов.
Руководитель РЭУ отметил, что в день 150–200 человек обращаются в спецЦОН, у 10–15 выявляются нарушения. Кому–то даётся шанс устранить недостатки, а кто–то получает уведомление о привлечении к адмответсвенности.
ДОУПРОЩАЮТСЯ НАШИ ВЛАСТИ!
Противоположного мнения придерживается адвокат Альмурат ДЕРБИСАЛИНОВ. Мужчина убеждён, что планируемое нововведение никакой серьёзностью не пахнет.
– 12 лет назад внучка моего клиента Алексея Урузгалиева погибла под колёсами лихача. 4 месяца назад ещё один нерадивый автолюбитель на пешеходном переходе сбил его дочь. Естественно, мы за ужесточение мер по выдаче водительских удостоверений, а здесь наоборот – только упрощение. О какой серьёзности и сознании может идти речь, если парню только–только исполнилось 18 лет, папа купил ему дорогое авто, и отпрыску не терпится сесть за руль? Если бы такие мальчики обучались серьёзно и понимали, чем чревато незнание ПДД, то родителям не приходилось бы оплакивать своих детей, – уверен адвокат.
По словам Алексея Урузгалиева, в Афгане было меньше погибших, чем в дорожно–транспортных происшествиях. Только подумать, сколько человек могло бы ещё жить, если водители были бы ответственнее...
– Жизнь человека – это самое дорогое. Обидно, что государство этого не понимает и делает непродуманные шаги. Очередное нововведение – яркое подтверждение моих слов, – заключает Дербисалинов.
БУДЕМ РАБОТАТЬ!
Руководитель одной из автошкол Актобе Бауржан НУРМАНОВ убеждён, что слушатели и после нововведения будут посещать школы.
– Сейчас, почувствовав свободу выбора, люди займутся самообразованием, но в конечном итоге поймут, что для успешной сдачи экзаменов необходимо квалифицированное обучение, и придут к нам. Мы тоже пересмотрим свою программу обучения. Возможно, появятся экспресс–курсы теории и практики, – делится собеседник. – Если теоретический курс может включать час–два занятий, то практический не должен превышать 60 минут.
Сейчас на категории «А» и «В» обучается около 71% курсантов. Появление свободы выбора грозит автошколам потерей более 30% дохода.
Актюбинка Камшат КУДАСОВА считает, что сдаст экзамены в ЦОНе без сертификата автошколы.
– Ещё когда я училась в школе, папа посадил меня за руль. Я хорошо ориентируюсь в городе, знаю ПДД. Выкладывать нехилую сумму денег только за бумажку, как подтверждение того, что прослушала курс автомобилистов, мне просто жалко. Поэтому я «за» нововвоведение, – признаётся девушка.
Водитель с 30–летним стажем Владимир КУЛАКОВ уверен, что ничем хорошим эксперимент не закончится:
– Во–первых, с первого раза экзамен никто из экстернов не сдаст. Курсанту придётся раскошелиться на это дело не один раз. Во–вторых, школы просто перерисуют схему в спецЦОНе и будут тренировать будущих водителей. Именно тренировать по этой схеме. А после того, как автолюбитель выедет со своим документом в город и потеряется в потоке машин, создаст аварийную ситуацию – добром это дело не закончится. Я, конечно же, не пессимист, но ничего хорошего в новвоведении не вижу, – заключает Владимир Алексеевич.
МЫ НИКОГО НЕ ОБУЧАЕМ!
Инструктор по технике безопасности Айбек МУСТАФИЕВ каждый день принимает экзамен по вождению. Мужчина говорит, что сдать его – задача не из простых: без знаний на автодроме делать нечего.
– Только 30 % пришедших получают возможность сесть за руль авто. К примеру, на экзамен пришло 50 курсантов, теоретический курс сдают только 10 человек, а вождение – двое. Даже люди со стажем получают «зачёт» только с седьмого раза.
Отправить кого–то вместо себя на экзамен не получится – несколько раз проверяется личность курсанта.
Наш фотокорреспондент Анастасия Зюзина решила проехать по той схеме, которая даётся курсанту. Вроде кажется, что с задачей Настя справилась отлично, но результаты говорят о другом:
– Компьютер автоматически оценивает все движения водителя. Здесь своя оценка ошибок, идущая на увеличение. Максимум 95 баллов. При результате 94 и меньше считается, что экзамен сдан. За мелкие нарушения компьютер насчитывает 5 баллов, за превышение скорости – 15 баллов, езда на красный свет – 100 баллов.
Настя не включила левый поворотник, далее не доехала до стоп–линии – нужно останавливаться за метр до неё, а девушка встала за 2 метра. Не успела среагировать на сигнал экстренной остановки. Не доехала до железнодорожного переезда. На полосе не успела разогнаться. В принципе, серьёзных нарушений нет, экзамен считается сданным, – заключает инструктор.
В спецЦОНЕ объяснили, что курсантам даётся 3 попытки. Каждые 8 дней можно пересдать вождение. В случае, если и на третий раз ничего не выходит, полгода в автошколе – коту под хвост.
– Мы не обучаем, мы только принимаем экзамен. Но можно оплатить госпошлину и полчаса поездить на автодроме, чтобы рассмотреть знаки, почувствовать машину – так сказать, провести репетицию, – объясняет Мустафиев.
В спецЦОНЕ отмечают, что даже выпускники некоторых автошкол не знают, как завести автомобиль, не говоря уже о том, чтобы сдать экзамен.
Динара ЖАНАЛИНА,