Перед процессом родственники рассказывали журналистам, что на заводе был стенд под названием «Соблюдайте технику безопасности». На этом стенде в виде назидания висели фото погибших на производстве. После трагедии там разместили и фото раздавленного вагонами Султана. Видимо, в назидание другим рабочим. Стенд убрали, только когда на заводе от удара током погиб электрик. Его родственники подняли шум. Видимо, руководство завода поняло, что такой метод пропаганды неэффективен.
В ходе расследования трагедии управление по инспекции труда Актюбинской области установило, что Султан Аймуратов вообще не должен был делать работу, которая оборвала его жизнь. Он был оформлен помощником машиниста, но, помимо этого, работал сцепщиком вагонов. Это было не положено по закону, утверждает в суде представитель управления по инспекции труда. Но это разрешала заводская инструкция, настаивают сейчас представители завода.
– И вообще, по их словам, работник имел право отказаться выполнять работу, которая не была прописана в его контракте. А раз Султан согласился, а тем более что за совмещение ему доплачивали, значит, он сознательно шёл на риск, – утверждают представители АЗФ.
По словам родственников, за совмещение должностей Султану, как положено по закону, не доплачивали, отказаться от совмещения он не мог, так как его бы сразу же уволили. Они предоставили суду справки, что доплат за совмещение у него не было. Мало того, для совмещения должностей, как сказано в законе, нужно письменное согласие работника, которого Султан не давал. Как утверждают родственники Султана, завод просто экономил деньги, поэтому и заставляли Султана совмещать две должности.
В ходе расследования было установлено, что 90 процентов вины за трагедию лежит на заводе. Но 10 процентов вины, как утверждает сейчас в суде госинспектор, проводивший проверку, лежит на самом погибшем. Он должен был отказаться от совмещения должностей. Хотя при этом сам же госинспектор признал, что совмещение было незаконным. Но заводская инструкция, которая это разрешала, была законной – в то же время признал госинспектор!
И госинспектор, и заводские представители признавали, что без помощника машиниста, локомотив двигается практически вслепую, и одновременно помощник машиниста не мог и не должен был сцеплять вагоны.
Сейчас родители и жена погибшего Султана требуют от завода по 2 миллиона тенге морального вреда за его смерть. Представители завода считают, что это многовато.
– Моральный вред уже был компенсирован семье – по 400.000 тенге на человека, – заявили АЗФ. Этого, по их словам, вполне достаточно. Кроме того, по словам представителей завода, ежемесячно вдове Султана и его ребёнку будут производиться выплаты. Что ещё надо родителям и жене погибшего, руководство АЗФ, похоже, не понимает.