Актюбинск – уникальный город. За свои 145 он умудрился столько приобрести и одновременно столько же потерять в части архитектурного облика, что порою диву даёшься, как могут кривая и прямая извилины соседствовать и уживаться друг с другом в небольшом, в принципе, по урбанистическим меркам городке.
КРЕЩЕНСКИЙ КОНФУЗ
Итак, водонапорная башня станции Актюбинск–Актобе. Заработала весной 1903 года. Заработала, что называется, не без скандала. (И в царской России, а мы тогда были единым государством, наличествовал местами ленивый и недалёкий в плане грамотности народ). Огромную ёмкость с заготовленной водой разморозили, из–за чего задержалась сдача вокзала, и возникли естественные проблемы с заправкой паровозов.
Но уже к середине января 1904 года, аккурат к прибытию первого официального пассажирского состава из шести вагонов Оренбург–Ташкент, критическую ситуацию устранили. Но не устранили до конца недоделки на вокзале. Во время пробной растопки 12 печей обвалился один из двух главных дымоходов. И строители с местным уездным начальством переживали, не захотят ли члены государственной комиссии, прибывшие для приёмки объекта с первым составом, что называется, погреться.
Не захотели. Они больше были довольны игрой встречавшего их духового оркестра из местного пожарного общества и неплохим банкетом. И раскрасневшимися от крещенского морозца лицами актюбинских гимназисток, которые встречали сановных гостей на перроне железнодорожного вокзала (пыль в глаза и тогда умели пустить).
После того, как были осмотрены железнодорожные мастерские, паровозное депо, казармы для рабочих, словом, все полагающиеся для станции второго класса объекты, члены комиссии подписали соответствующие бумаги о приёмке. Но на этом первый железнодорожный праздник для уездного города Актюбинск не закончился.
Как и полагалось в те добропорядочные духовно–обогащённые, богобоязненные времена, не обошлось и без официального освящения. Благословляли во Имя и во Благо станцию Актюбинск три священника: Отец Арсений (Мазохин), Отец Лев (Емельянов) и одно духовное лицо из сопровождения прибывшей государственной комиссии.
Гости долго в наших краях не задержались, потому как следующим пунктом назначения была станция Челкар.
ЧТО ЗА ПОВОРОТОМ?
Но вернёмся к детской мечте. Я попал в это уникальное сооружение.
Внутри действительно при довольно аскетичном и простецком инженерном убранстве ощущается некоторая щемящая тревога. Таинственность.
А что там за бесконечным поворотом?
Поднимаешься по металлической лестнице, и тебя не покидает чувство любопытства.
Вверх! Вверх! Каждое произнесённое слово эхом закатывается под башенный купол. Мне так и не удалось догнать его. Крутой подъём вдруг оборвался деревянным стареньким помостом, окаймляющим пузатую 150–кубометровую металлическую ёмкость с наваренной скобяной лестницей.
Здесь сработало уже иное чувство, осторожность и… Если представить снаружи, до каких высот довело меня любопытство, то я был на средней площадке на уровне большого полукруглого окна.
Мною был упомянут объём сооружения. К слову, ещё совсем недавно (года три назад) по центру башни возвышались одна над другой две ёмкости по 75 кубов. Они верой и правдой прослужили актюбинским железнодорожникам с самого первого дня. Вот их–то, родных, в 1903 году единственный раз и разморозили.
А в 2012–м году нынешние хозяева «Темир жол су – Актобе» провели генеральную реконструкцию водонапорной башни «Струя» (нашей героини): реставрировали фасад, заменили внутренние коммуникации, сделали наружную подсветку, поменяли основную ёмкость для воды. Сегодня это своеоб-разный действующий музей. Во дворе комплекса заботливые хозяева выставили напоказ печку–буржуйку и котёл, которыми до недавнего времени отапливалось в зимнее время внутреннее помещение башни. Любопытные, знаете ли, раритеты.
ЕВРОПЕЙСКАЯ КРАСАВИЦА
Башня, как и сто лет назад, до сих пор трудится, обеспечивая сложный и хлопотный комплекс станции Актобе водой. Как оказалось, ничего другого и оригинального инженерная мысль так и не придумала. По–прежнему с высоты чуть менее 19 метров вода раздаётся по объектам.
И ещё. Башня наша, между прочим, по своему архитектурно–строительному замыслу и исполнению уникальна. Дальновидные архитекторы сделали её настоящим украшением города, отражающей архитектурное направление эпохи конца ХIХ – начала ХХ веков. При возведении использовали не кирпич, а камень, вручную выделанный! Которым, кстати, выкладывались стены всего станционного комплекса.
Если помнят старожилы, при разборе (или разбомблении – кому как нравится) старого вокзала его стены смогли разломать только после того, как применили тяжёлую военную технику. Настолько прочным и основательным было царское строение.
Когда прокладывали железную дорогу, то её разделили на два участка: Южный и Северный. Ну, так вот: станции южного участка по своим архитектурным особенностям отличались и отличаются до сих пор от северных, то есть наших. Тамошний гражданский инженер и главный архитектор Г.М.СВАРИЧЕВСКИЙ был приверженцем форм позднего модерна, основанного на классицистической системе элементов фасадной пластики, при сооружении же станций северного участка (в том числе и станции Актюбинск), где главным архитектором был Л. КИСЕЛЕВ, использовались западноевропейские мотивы.
Выходит, что наша водонапорная башня – продукт западноевропейский.
Историческая справка
…Вокзал при станции Актюбинск построен на настоящем, очень выгодном для города месте. Молва утверждает, что только благодаря упорной настойчивости уездного начальника Сухина и его умению расположить к себе инженеров–изыскателей, они в излиянии своих горячих чувств произнесли «роковые» для себя слова: «Где вам, Николай Михайлович угодно, там и построим, хоть на Барбете». После чего, будто бы, Сухин привёл инженеров на место нынешнего вокзала, ударил фуражкой оземь и сказал: «Сто чертей и две бомбы – вокзалу быть здесь!». И вокзал был построен на указанном месте, после длительных согласований, уступок и «утрясок» со стороны проектировщиков.
Юрий ТАРАСЕНКО,