Обыкновенная машинка, собранная из конструктора и подключённая к нескольким датчикам, неподвижно стоит посреди комнаты. К ней не прилагается пульта управления или батареек – она работает с помощью силы мысли. Практически телекинез, известный всем из фантастических книг и кинофильмов, вот только ни о каких сверхспособностях и речи не идёт. Наука и законы физики позволяют управлять техникой с помощью мысли любому желающему.
Внимание: поехали!
Сама технология, которая используется для приведения механизмов в движение, привезена из Южной Кореи. Если для мегаполисов подобные забавы уже становятся обычным явлением, то в Актобе подобную аппаратуру завезли впервые. Теперь ею учатся пользоваться ребята одного из актюбинских клубов робототехники.
Основное устройство – это специальный ободок с датчиками. Один крепится ко лбу, другой – к уху. Программа на компьютере тут же начинает фиксировать мозговую активность по заранее заданным параметрам. Всё доступно и просто, и не нужно иметь докторской степени в области физики, чтобы разобраться с инструкцией. Вот программировать уже сложнее, но и этому при желании можно научиться.
– В этом устройстве используются нейротехнологии, – рассказывает тренер Жанат ДАБЫЛОВА. – Машинами можно управлять с помощью концентрации. Главное – это правильно настроиться, тогда они начинают ехать вперёд. Не всегда получается с первого раза, необходимо тренироваться.
Мысли под контролем
Умение концентрироваться – это не единственный параметр, который может распознать программа. Если повозиться с настройками и выбрать курсы посложнее, то аппаратура начнёт фиксировать моргание, переход в состояние покоя и расслабление. По сути, для того, чтобы передвигать роботов, необходимо не столько знание физики и смежных наук, сколько умение контролировать себя и собственные эмоции.
– Мы можем посмотреть на компьютере, как концентрируется человек, – показывает руководитель клуба «Роботрек» Жанара ТАЙЖАНОВА. – В европейских странах подобные обручи с датчиками уже используются для повседневных настольных игр, чтобы передвигать мяч или фишки. Эту же технологию в дальнейшем можно использовать для обучения нейрофизиологов. Программа теоретически позволяет делать ЭХО или ЭЭГ, наблюдать, какая часть коры головного мозга за что отвечает. С помощью этих технологий последние годы также делаются протезы.
Стихи для роботов
Но до сложных исследований актюбинским школьникам пока далековато, они нейротехнологии только осваивают.
– Я хочу стать космонавтом, – рассказывает восьмилетний Адильжан ГАЛИМЖАНОВ. – Знаю много о космосе и других планетах. Когда буду работать, роботы мне очень понадобятся.
– А я хочу стать инженером, – говорит школьник Алишер АКМУРЗИН. – Люблю машины, самолёты. Физика – это сложно, но интересно. И роботы мне нравятся. Нужно просто сконцентрироваться и сосредоточиться, и тогда машинка поедет. Я мысленно говорю слово «вперёд». Ещё нас учили стихи рассказывать, это тоже помогает управлять роботами.