Переговорщик
К приезду Нигматулина в Караганду ситуация на крупных промпредприятиях региона напоминала пороховую бочку. В коллективах «АрселорМитталТемиртау» и «Казахмыс» тлело недовольство низкой зарплатой, уровнем безопасности и условиями труда. Ситуация усугублялась «карманными» профсоюзами и самоуверенностью топ-менеджмента компаний. «Спусковым крючком» к массовым протестам стал взрыв на шахте им. Ленина. При всех сложностях, которые характерны для стихийных выступлений, г-н Нигматулин смог перевести протесты в конструктивное русло и добиться от работодателя серьёзных уступок. После этого опыта медиатора он в последующем усаживал за стол переговоров шахтёров-регрессников, шахтёрских вдов, горняков «Казахмыса», рабочих шахты «Абайская». И во всех случаях разрешал ситуации в пользу рабочих, подспудно улучшая социальное-экономическое положение моногородов. Но самое главное, на системном уровне была решена проблема конфронтации между рабочими коллективами и собственниками. Сам же Нурлан Зайруллаевич в Караганде прошёл большую переговорную школу и приобрёл опыт работы с населением. Во многом это обусловило его назначение первым заместителем председателя партии «Нур Отан», где он также продемонстрировал умение находить общий язык со всем политбомондом, сформировав в очень сжатые сроки общенациональную коалицию демократических сил, где сумел объединить практически все политические партии и несколько сотен неправительственных организаций.
Организатор
В столичный Downtown Нигматулин вернулся заматеревшим управленцем, что помогло ему успешно провести правящую партию через две электоральные кампании, а после получить назначение спикером нижней палаты парламента (2012-14). В мажилисе Нурлан Зайруллаевич развернул кипучую деятельность, которая после однопартийного парламента воспринималась чем-то вроде разгула демократии. Так или иначе, эксперты начали причислять г-на Нигматулина к так называемому «ближнему кругу» президента, а вместе с этим признанием его имя стало появляться и в раскладах возможных сценариев по транзиту власти. Однако, в отличие от других «кандидатов в преемники», он публично дистанцировался от этой темы, о чём заявил в открытом письме. Подчёркнутое отрицание политических амбиций сыграло свою роль в новой вехе его карьеры как руководителя администрация президента. Здесь Нурлан Зайруллаевич акцентированно продемонстрировал свой функционал как сильного организатора, что особо было заметно на выборах в мажилис и главы государства. В общей сложности за последние семь лет он провел четыре избирательные кампании – две парламентские (2012, 2016) и две президентские (2011,2015).
Бесхозные депутаты
Известные события, связанные с земельным вопросом, принесли парламенту большие проблемы. С одной стороны, именно депутаты без боя приняли правительственный вариант земельной реформы, который позже взбудоражил общественность, а затем, после начавшихся протестов народные избранники, как нашкодившая ребятня, предпочли пересидеть бучу в кустах. С другой стороны, земельная комиссия, которая вела работу по доработке кодекса, дискредитировала институциональную функцию парламента. Общество стало задаваться справедливым вопросом – а зачем нужен такой представительный орган? Свою роль сыграло и то, что накануне протестов парламентарии были в центре критики, связанной с размещением мажилисменов в гостинице «Пекин Палас» и последующими неоднозначными комментариями депутатов. Одним словом, общественная легитимность парламента была сильно подорвана. Для исправления ситуации в мажилис и был направлен президентом Нурлан Нигматулин, который имеет для выполнения этой миссии все необходимые компетенции: умение вести конструктивный диалог, проводить антикризисный менеджмент, навыки по выстраиванию системной работы, знание особенностей депутатской работы, и, прежде всего, является «политическим тяжеловесом».
100 дней
В силу своей институциональной предопределённости мажилис должен взять на себя инициативу по налаживанию коммуникаций между государством и обществом. Но сложность этой задачи заключается в том, что доверие и уважение населения нужно вернуть без ущерба как законотворческой работе, так и всей системе управления. Нурлан Нигматулин решил эту проблему следующим образом.
В первую очередь, изменилась практика рассмотрения законопроектов. В частности, проекты законов размещаются на сайте палаты. (Ранее не то что широкая общественность, но даже журналисты из «парламентского пула» не имели доступа к законопроектам, которые зачем-то прятались «за семью замками»). Кроме того, через приглашение независимых экспертов в рабочие группы мажилис проводит общественную экспертизу важных законопроектов. К примеру, в этой работе приняли участие Зауреш БАТТАЛОВА, Амиржан КОСАНОВ, Мухтар ТАЙЖАН, Пётр СВОИК, Мухтар ШАХАНОВ, Евгений ЖОВТИС, Женис ТУРМАГАМБЕТОВА, Досым САТПАЕВ, Андрей ЧЕБОТАРЁВ, Айдос САРЫМ, Марат ШИБУТОВ.
Фактически мажилис стал уникальной диалоговой площадкой, на которой все значимые общественные и политические силы страны имеют возможность обмениваться мнениями по всем проблемам, с которыми сталкивается общество.
Во-вторых, мажилисом взят курс на открытость законотворческой работы. Так, возобновились прямые трансляции пленарных заседаний в режиме онлайн на официальном сайте палаты, где также стали публиковаться депутатские запросы и ответы на них государственных органов.
Активизировалась пресс-служба мажилиса. Информация о деятельности депутатов, официальная позиция руководства мажилиса по различным актуальным проблемам стала оперативно доводиться до казахстанской и зарубежной общественности, отечественных и зарубежных СМИ.
Да и депутаты перестали «бегать» от прессы, стали охотно давать комментарии.
Образно говоря, среда стала днём мажилиса в информационном пространстве страны.
Такая открытость мажилиса сразу расположила журналистов, установился прямой рабочий контакт журналистского сообщества с мажилисом и его спикером.
В-третьих, правительству дан чёткий сигнал на необходимость серьёзной подготовки для работы с мажилисом. Депутаты нижней палаты на «правительственных часах» и при рассмотрении законопроектов на пленарных заседаниях активно задают самые различные, зачастую «неудобные», вопросы министрам. Это уже почувствовали министр национальной экономики Куандык БИШИМБАЕВ, министр финансов Бахыт СУЛТАНОВ, министр энергетики Канат БОЗУМБАЕВ, министр внутренних дел Калмуханбет КАСЫМОВ, министр иностранных дел Ерлан ИДРИСОВ. И тон задаёт сам председатель палаты.
Таким образом, за 100 дней Нурлану Нигматулину удалось полностью переформатировать работу мажилиса.
Тем самым он в очередной раз успешно решил задачи, поставленные перед ним главой государства.
Нурболат МУСАБАЕВ,