ПИКНИК НА ОБОЧИНЕ ПРИПЯТИ
Идея «S.T.A.L.K.E.R.» принадлежит украинским разработчикам. В их планы входило создать игру с невероятно реалистичной графикой. Чтобы геймер мог не только пострелять монстров, но и полюбоваться окрестностями. Любопытно, что изначально в качестве декораций задумывался сюрреалистический пейзаж другой вселенной или параллельного мира. Но как–то одному из креативщиков на глаза попалась серия заметок из жёлтой газеты, где бродяга, называющий себя Сталкером, живописно описывает свои невероятные приключения в зоне отчуждения. Почти все рассказы Сталкера были слизаны с фильма Тарковского и «Пикника на обочине» Стругацких, но читался этот плагиат с интересом, из–за того, что такие чудеса проходили всего в паре сотен километров от миллионника Киева, посреди типичных хрущёвок и советских индустриальных пейзажей.
КРЕАТИВНЫЙ АПОКАЛИПСИС
Чтобы добиться максимальной достоверности, группа разработчиков несколько раз выезжала в зону отчуждения. Они сфотографировали там с разных ракурсов едва ли не каждый уголок Припяти и АЭС, а потом использовали эти кадры для создания декораций игры. Теперь любой геймер, взглянув на реальные фотографии Чернобыля, мог с точностью описать, что скрывается за той или иной дверью заброшенного здания, включая мебель и цвет обоев. К этому антуражу добавились предметы с чудесными свойствами (хабар), откровенно украденные у Стругацких. Единственное, что породила воспалённая фантазия креативщиков, так это облик кровожадных монстров.
Игру анонсировали в 2006 году, спустя ровно 20 лет после чернобыльской трагедии. Документальные фильмы, приуроченные к печальному событию, послужили игре дополнительной рекламой. На полки магазинов «S.T.A.L.K.E.R.» поступил весной следующего года. Аккурат за месяц до 26 апреля. Правда, на всякий случай создатели подстраховались и заявили, что действие игры происходит в альтернативной вселенной, только похожей на Украину, а сама авария произошла в 2006 году. Причём не из–за взрыва реактора, а из–за некого выброса, изменившего все законы физики. Это писалось мелким шрифтом в титрах игры, которые всё равно никто не читает.
Я ПРИДУМАЮ СВОЙ «S.T.A.L.K.E.R.». С ЭМБОЙ И ГОПНИКАМИ
«S.T.A.L.K.E.R.» вызвал огромный резонанс, в том числе и в нашем городе. Актюбинские поклонники страйкбола даже переносили действие игры в реальность. Сначала они делились на сталкеров с автоматами и мутантов на четвереньках. Первые игры проходили в крытом полигоне, потом для антуража выбирались пострелять друг в друга на заброшенный военный аэродром близ Эмбы. Тамошние разрушенные здания и армейский колорит времён СССР как нельзя лучше передавал атмосферу «S.T.A.L.K.E.R.». Бывший житель Эмбы–5 Михаил МОРОЗОВ даже сделал местную версию игры. Взяв «S.T.A.L.K.E.R.» за основу, он перенёс сценарий с Чернобыля на улицы города Жем. В отличие от оригинала, игра не может похвастаться отличной графикой. Да и носит она более пародийный характер. Например, кроме мутантов, там надо сражаться с гопниками, бомжами и даже мутировавшим Карлсоном. Никакой коммерческой выгоды от игры автор не имеет. Она лежит в Сети, в свободном доступе.
«РАДИОАКТИВНОЕ» ЧТИВО
Кроме компьютерной игры, под брендом «S.T.A.L.K.E.R.» вышло более 70 книг. Это только официальных изданий, не считая самиздата и сетевой литературы. Сюжеты их так же просты, как сама игра. Герой бегает по Зоне, мочит кровососов и коллег–сталкеров, находит чудесные предметы, по ходу действия то враждуя с кем–то, то, наоборот, заводя крепкую мужскую дружбу. Иногда влюбляясь в такую же безбашенную сталкершу. Хотя такой сюжет довольно примитивен, книги серии «S.T.A.L.K.E.R.» очень востребованы в юношеской библиотеке им. Жиенбаева.
– В мои обязанности входит оформление заявок на книги. Серия «S.T.A.L.K.E.R.» очень востребована у читателей. Я всегда слежу за новинками этой серии, ведь она идёт нарасхват. У нас в библиотеке есть вся эта серия. Вот только, к сожалению, уже где–то два года новых книг не выходило. Но и старые издания ребята берут охотно. Книги почти всегда на руках, – поделилась зав. отделом комплектования библиотеки Алия БЕРМАГАМБЕТОВА.
Пара томов « S.T.A.L.K.E.R.» есть и в такой серьёзной библиотеке, как баишевская
–У нас этих книг всего две или три, но читатели берут их часто, – рассказала библиотекарь Акмарал МУКАШЕВА.
СТАЛКЕР ПОНЕВОЛЕ
Мы решили узнать, что думают об этом увлечении те, кто был сталкером не по блаженной прихоти и не из–за тупого любопытства. А те, кто оказался у смертельного реактора по долгу службы. Как воспринимают игровой бизнес, основанный на чернобыльской трагедии, ликвидаторы аварии?
Актюбинец Абай ЕСЕНБАЕВ был в числе первых ликвидаторов. С компьютером он немного знаком. Когда–то у него дома был интернет, но исключительно для выходов в скайп. Но об игре он услышал впервые. Мы показали ему несколько скриншотов из «S.T.A.L.K.E.R.». Ветеран Чернобыля очень возмутился, что кому–то пришла в голову идея делать деньги на чужой беде, превращая трагедию в развлечение.
– Нормальный, адекватный человек до такого не додумается! – считает Абай Есенбаев. – Мой старшина умер от тяжёлой болезни спустя месяц после того, как нас туда отправили. Какие ещё чудовища, мутанты, перестрелки? Там ужасов и без них хватало. Тут и не только в цинизме дело. Компьютерные игры любят дети и подростки. И это безобразие формирует у них неправильное впечатление о техногенных катастрофах. Например, мутанты. Таких мутаций, как на картинках, у людей и животных быть не может. Это ведь антинаучно, и какой вывод сделает ребёнок? Что радиация – это прикольно? Я был в зоне отчуждения. Ничего романтичного, ничего хорошего там нет. Только боль и трагедия. Не понимаю, зачем люди по доброй воле идут туда за какими–то приключениями. А вот экскурсии в Чернобыль, на мой взгляд, нужны, но не развлекательные, а образовательные. Люди должны знать, чем опасны техногенные катастрофы. Эту игру нужно запретить, или хотя бы ограничить её продажу несовершеннолетним.
СЕЛФИ У РЕАКТОРА ЗА 150 БАКСОВ НЕ ЖЕЛАЕТЕ?
Облики монстров раздражали Абая Бисенгалиевича больше всего. Он просил как можно быстрее пролистнуть их при показе и категорически отказывался фотографироваться, если в кадр попадал очередной кровосос с экрана. Также ему не нравились и брутальные самодовольные сталкеры на фоне реактора. А вот на нейтральных пейзажах он немного задержал внимание.
– Небо в игре очень похожее. Такое же пасмурное, мрачное, – говорил он, хмурясь от воспоминаний. – После аварии было солнечно, но чувство, когда смотришь на небо, почему–то такое же, как на картинке, – давящее. Мне хотелось бы увидеться с сослуживцами, но в зону отчуждения я бы ни за что не вернулся, даже на пару часов.
ПРОДАВЦЫ АПОКАЛИПСИСА
Так или иначе, на чернобыльской трагедии успели навариться многие предприимчивые и совсем не виртуальные кровососы. Экскурсионные туры из Киева в Припять стоимостью около 150 долларов уже более 10 лет предлагают украинские турфирмы. Зона отчуждения стала третьим по посещаемости туристическим объектом Незалежной, и первым по числу иностранных туристов. В Припяти даже появилась профессия «постапокалиптического дизайнера», в обязанности которого входит раскидать домашнюю утварь советского образца в брошенных квартирах как можно живописнее, да ещё и присыпать её пылью. Желательно, чтобы такая инсталляция имела грустный вид. Что–то вроде детских рисунков, или плюшевых игрушек, втоптанных в «радиоактивную» пыль. Первыми «бизнесменами», сколотившими состояние на чернобыльской трагедии, стали обычные мародёры. Они, пробравшись через блокпосты, тащили оттуда всё, от мебели до металлолома. Но даже у них не хватило цинизма объявить мародёрство романтичным и возвести это в ранг искусства.
Фото Анастасия ЗЮЗИНА