Долгая дорога к храму
Каменная стела с ажурной резьбой называется хачкар. Это слово происходит от двух армянских существительных: «хач», то есть крест, и «кар» – камень. В ранних этнографических исследованиях русские учёные даже называли эти памятники старины «крестокамнями».
Актюбинский хачкар был сделан варпетами (камнерезами) из Еревана. Прежде чем попасть к Свято-Никольскому собору, он проделал долгий путь на автомобиле через Москву. Его изготовление и установка проходили на средства актюбинской армянской диаспоры.
– Мы собирали средства, кто сколько может себе позволить, – вспоминает председатель армянской общины «Урарту» Гайк ТЕРТЕРЯН. – Кто-то сдавал по 500 тенге, кто-то побольше. Я заказывал его в Армении у камнерезов, отца и сына. Открытия мы ждали долго, с большим нетерпением. Это для нас очень важный момент. Ставить хачкар принято там, где человек чувствует себя дома. Хочу посоветовать всем актюбинцам, особенно женщинам, прийти сюда и прикоснуться к камню. И тогда все беды обойдут вас стороной.
Из глубины веков
Корни этой традиции уходят далеко в древность. Резные камни, напоминающие хачкары, на территории нынешней Армении ставили задолго до 301 года, когда армяне первыми приняли христианство. Тогда резные глыбы служили жертвенниками языческим божествам. С принятием христианства священные камни обрели привычную для нас форму. Издревле считалось, что прикосновение к хачкару может исцелять, приносить удачу, исполнять желания и наполнять верующего божественной благодатью.
– Неважно, к какой конфессии вы себя относите. Чтобы почувствовать силу хачкара, не нужно выполнять какие-то особые ритуалы. Можно прочитать заученную молитву, можно попросить Бога о том, что вам нужно, можно просто немного постоять, прикоснувшись к камню ладонью. Тут важна вера человека, и тогда каждый ищущий получит то, что нужно его сердцу, – считает священник Армянской апостольской церкви отец Маркус.
Чудо мира и согласия
Испытать чудотворную силу каменного креста в эту субботу решили все гости, пришедшие на церемонию открытия. По поверью, хачкар никогда не бывает холодным. Каменное кружево всегда тёплое от горячих сердец. Многие верующие пришли с букетами, чтобы возложить их у подножия священного камня. Специально для обряда освящения в Актобе прибыли священники Армянской апостольской церкви. Отец Маркус приехал к нам из Астрахани, а отец Ованес – из Узбекистана. За неделю до этого камень по православным канонам освятил руководитель Уральской епархии архиепископ Антоний.
– Это чудесный день для всех нас! Разве это не чудо, что рядом с православным храмом, под флагом Казахстана появился армянский крест? Разве это не говорит о дружбе народов на гостеприимной казахской земле? – спрашивал у гостей, собравшихся на церемонию открытия, иеромонах отец Нектарий.
Мечты об истоках
Однако споры о том, где именно будет находиться хачкар, велись больше года, а в это время священный камень находился на одном из фермерских подворий. Некоторые из верующих сначала возражали, чтобы на территории, принадлежащей православной церкви, стояла святыня, относящаяся к другой конфессии, но, к счастью, духовенство тут пришло к компромиссу. Так как догмы апостольской и православной церквей очень схожи, представители армянской диаспоры посещают храм Святителя Николая. Сейчас актюбинские армяне мечтают о собственной маленькой часовенке, где богослужение будет проходить по канонам апостольской церкви, ведь принято считать, что Армения сохранила свою самобытность благодаря трём составляющим: языку, письменности и религии. Но пока эти мечты остаются мечтами. Крещение и венчания будут проходить, как и прежде, в Свято-Никольском, и лишь потом верующие смогут подойти к камню и отдать дань традиции.
То, что чувствуется сердцем
Открытие хачкара в Актобе стало большим праздником для армянской диаспоры не только в Актобе, но и во всём мире. Как признались сами гости церемонии, значение священного камня для них трудно передать словами. Это то, что чувствуется сердцем, то, что течёт вместе с кровью в жилах с самого рождения. Недаром каменные кресты можно найти в любом уголке мира. Армяне из Оренбурга подарили Актобе несколько еловых саженцев. Правда, из-за испортившейся погоды посадить деревца не успели, но весной они обязательно появятся рядом с каменным кружевом. Кроме духовного значения, хачкары признаны и уникальным произведением искусства. Шесть лет назад ЮНЕСКО признало мастерство этого вида резьбы по камню культурным наследием человечества
Святыня из Страны Камней
Мастерство камнерезов было известно далеко за пределами царства Урарту. Недаром одно из древних названий этого края «Карастан», что в буквальном переводе значит «Страна камней».
– В орнаменте хачкара нет твёрдых канонов, как, скажем, в иконописи, – рассказала директор галереи «Арвест» Римма ЦАКАНЯН. – Тут могут быть изображены и солярные символы, и мотивы легенд, и бытовые сцены, и религиозная тематика. Прежде такие рисунки делались на дереве. Но они ломались с течением времени или становились жертвами вандализма. Их часто сжигали захватчики, и люди, неприемлющие христианство.
Каменные кресты устанавливались по разным поводам. И в древности, и в наши дни их используют как надгробия, часто установкой креста отмечали место, где будет стоять храм или часовня. Иногда люди давали зарок поставить хачкар, если задуманное дело удачно завершится, или отмечали дату знаменательного события. Делалось это в людном месте, чтобы прохожие могли прикоснуться к священному камню, а к особенно знаменитым хачкарам паломники шли пешком за сотни вёрст.
Каменное евангелие
Во время правления короля Гегама хачкары спасали Армению не только духовно. Турки-сельджуки приняли каменные кресты за многочисленное войско и не решились нападать на беззащитные деревни.
Каждый хачкар – это уникальное произведение искусства. Во всём мире не найдётся двух одинаковых каменных крестов. Только одно правило в них неизменно. В рисунке обязательно должны присутствовать крест как символ Христа и круг – символ вечности. Нередко в узоре можно угадать силуэты орла, льва, быка и человека. Так первые христиане обозначали евангелистов. Орнаменты хачкаров отличаются тончайшей резьбой. Мастера передают свои секреты от отца к сыну уже много веков. При работе сначала в ход идут резец и зубило, а завершают рисунок тонкими иглами. Многим хачкарам около 2.000 лет. Без них невозможно представить облик Армении.
Фото Анастасия ЗЮЗИНА