Почему в Казахстане не было 8 Марта, а греки и римляне боялись женских праздников
Из всех праздников с социалистическим прошлым именно Международный женский день обрёл некое сакральное значение, и полюбили его абсолютно все женщины, независимо от политических взглядов.Хотя, если вдуматься, это совсем недалеко от истины.
8 Марта имеет совсем не романтическое происхождение. Его стали отмечать в память о забастовке ткачих из Нью-Йорка. Клара ЦЕТКИН предложила сделать памятной эту дату в 1910-ом году, а статус международного праздника 8 Марта носит всего 50 лет, хотя отмечается, преимущественно, на постсоветском пространстве. Тем не менее, религиозные праздники, где раз в году к каждой женщине относились почти как к богине, существовали во все времена и у многих культур. И чаще всего эти праздники отмечались весной.
Как считает религиовед Джеймс Джойс ФРЕЙЗЕР, это связано с тем, что у всех народов культ матери-природы был тесно связан с женским началом, а именно весной природа пробуждается от зимней спячки, и поэтому в северном полушарии праздники в честь разных богинь приходились очень близко к весеннему равноденствию.
Про вакханалии в Древней Греции слышали, пожалуй, все. В день почитания Бахуса, бога виноделия, напивались все, от уважаемых старцев, до последнего раба или бродяги. Заканчивалось это предсказуемо - драками и оргиями без учёта пола и возраста. Но изначально это был сугубо женский праздник. Дело в том, что Вакх, он же Бахус, очень любил женщин. Тем более, он был сыном Семелы, богини земли и унаследовал от матери покровительство плодородия. Ещё Бахус любил сумасшедших, так как сам в своё время был лишён разума богиней Герой. Соответственно, и в жрицы ему выбирали женщин соответствующих - безумных, истеричных и способных хлестать вино кувшинами. Если верить Еврипиду, то от вакханок (жриц Бахуса), достигших священного экстаза, в ужасе убегали даже свирепые быки и хищные звери.
Историк Тит Ливий пишет, что за пять дней до весеннего солнцестояния, то есть 16-17 марта, все женщины Рима собирались в священной роще Симилии возле холма Авентин.
Там они, подражая жрицам, доводили себя до безумия плясками, выпитым вином и дымом листьев священного лавра, а потом рвали на себе одежду и голосили песни в честь Бахуса и его матери. То есть атмосфера там была почти как на нынешнем корпоративе в женском коллективе.
Чтобы роща не считалась оскверненной мужским присутствием, жертве привязывали оленьи рога и с этого момента он считался не человеком, а животным. Потом на «оленя» начиналась охота. Бегать по густому лесу с ветвистыми рогами не так-то и просто, поэтому спасались редкие счастливчики. Вот уж действительно наставили рога, так настаивали. Утешает тот факт, что чаще всего «оленями» делали настоящих козлов: насильников, часто распускающих руки, и домашних тиранов.
Любопытно, но в дни вакханалий мужчинам даже в городе было небезопасно. Пьяные дамы, вернувшись домой, ещё долго не могли успокоиться, и мужчины старались либо уехать подальше, либо собирались в одном доме, заколачивали окна и двери, строили баррикады и молились Бахусу, чтобы он угомонил своих фанаток.
Со временем женщины решили, что без мужиков на вакханалиях совсем уж скучно, и пить стали в городе, так что роща Симилия скоро опустела.
Праздники в честь Кибелы проходили в первое полнолуние после весеннего солнцестояния, то есть в середине апреля.
Диодор Сицилийский пишет, что в дни Кибелы, на три дня абсолютно все женщины, от девочки до старухи, получали абсолютную свободу. Они могли входить в любые дома, вплоть до дворцов, брать что угодно и делать, что вздумается. Единственным условием было раскрасить лицо голубиной кровью. Практически сделать праздничный макияж. Впрочем, совсем уж анархии в городах не было. Что-то приказывать женщинам мужчины права не имели, а вот дамам допускалось вытолкать из дома нахалку, которая залезла в её шкатулку с драгоценностями.
Праздники Кибелы длились целую неделю, и мужчинам приходилось выполнять всю женскую работу: готовить обед, убирать в доме, нянчить детей и выслушивать упрёки от своей же рабыни, что похлёбка пересолена.
Так угнетённые женщины выпускали пар на целый год. Мстить за поруганную маскулинность мужчины не смели, чтобы не навлечь гнев богини.
Хорошо, что в наши дни на 8 марта от мужчин требуется выполнять женскую работу только один день.
У дней Кибелы есть ещё одна жутковатая деталь для всех мужиков. В эти дни дамы выбирали жреца богини. А, по правилам, жрец должен быть ни мужчиной, ни женщиной. Лишить даму первичных половых признаков труднее, поэтому на ответственную должность выбирали мужчину. Получившего большинство голосов публично оскопляли в храме Кибелы, а отрезанное достоинство приносили богине в жертву.
То - редкий случай, когда кандидаты делали всё возможное, чтобы проиграть на выборах.
Позже, с принятием христианства, этот праздник трансформировался в День жён мироносиц. Православная церковь отмечает его 22 апреля.
Этнограф Иван САХАРОВ в 1841-ом году описал в своих трудах, как отмечали праздник женщины Российской империи.
Уже с утра все женщины отправлялись в лес, предварительно прихватив яйца в курятнике и завязав в узелок кое-какие вкусняшки. Ритуальным блюдом была «бабья яичница». Суть этого кушанья была в том, что дамы тщательно перемешивали все яйца, которые принесли, приправляли это молоком и жарили гигантский омлет. «Бабья яичница» делала всех отведавших её сёстрами. Причём трапезничать её можно было, лишь распустив косы.
После яичницы «сёстры» обменивались маленькими, скорее символическими подарками. Небогатые крестьянки чаще всего дарили всё те же яйца, потому что другого у них не было. Барышни побогаче приносили ленточки, бусы и леденцы.
Парни на праздник допускались, но с двумя условиями. Во-первых, это должен быть юноша, достигший возраста жениха, но по какой причине не имеющий невесту. А во-вторых, на праздник он должен принести вина и угощения столько, чтобы хватило на всех, приличные подарки каждой присутствующей, да ещё один большой подарок для той девушки, которая ему больше всех нравится. Как бы девушка не относилась к парню, за подарок она была обязана трижды его поцеловать. Парень тоже был обязан пойти в лес, если хоть кто-то из дам его позовёт.
Нынешние мужчины, работающие в женском коллективе, должны понять этого юношу.
Традиция же уничтожать чучело перенеслась на последний день масленицы, водить хороводы вокруг деревьев стали на Троицу, а прыгать через костёр - на Ивана Купалу. На эти праздники допускались уже все мужчины, причём и особо тратиться им на это требовалось.
На Таити в ночь полнолуния мужчинам, на которых укажет жребий, приходится на своей шкуре почувствовать нелёгкую женскую долю, а если быть точнее, то ту напасть, которую каждая взрослая женщина испытывает ежемесячно. Для этого тех, на кого указал жребий, одевают в женские платья, а как только на небе покажется луна, шаман рассекает несчастным промежность, да так, чтобы кровь было трудно унять. Лечить рану можно было только через три дня. Племена на Таити были не очень большие, так что ритуал проходил каждый мужчина, по паре десятков раз за жизнь.
Впервые этот ритуал описал вице-адмирал британского королевского флота Уильям БЛАЙ в 1789-ом году, потом упоминания встречались в журналах о путешествиях начала ХХ-го века. Точно неизвестно, практикуется ли эта традиция в наши дни. Таитянцы стараются проводить ритуал без чужих глаз.
В Индии тоже нет времён года, и главный женский праздник там пришёлся на 15 октября. В этот день рожавшие женщины мажут кровью лица девушкам, которые только мечтают о счастье материнства. К счастью, в наши дни используется не настоящая кровь, а красная краска на основе киновари. Ритуал проходит, чтобы получить расположение богини Дурги, которая, согласно индуизму, родила всё живое.
Обидеть в этот день женщину или даже испортить ей настроение чревато гневом богини, так что мужчины делают всё возможное, чтобы их дамы в этот праздник были счастливы.
В Японии 3 марта мужчины балуют своих дочек, внучек, сестричек и племяшек. Дарят куклы, сладости и вообще всё, что душа девочки пожелает. Религиозного подтекста у праздника Хинамацури нет. Этот обычай пошёл с тех времён, когда было принято, что богатый вельможа, женившись, пристраивал на хлебные должности всю родню жёнушки по мужской линии. Стать женой хоть самого императора могла любая простолюдинка, лишь бы она была красивой и могла поддержать светскую беседу. Замуж в Японии выходили совсем рано и чаще всего самыми светлыми воспоминаниями до замужества были подарки близких на Хинацамури, а уж они играли большую роль, когда муж советовался с молодой супругой о распределении должностей среди её родни.
Не было женских праздников и у кочевников, но совсем по другим причинам.
В племенах, населяющих территорию современного Казахстана, царило настоящее равенство полов. Женщины трудились наравне с мужчинами, сражались бок о бок и даже имели право голоса на обсуждении важных вопросов. Такое гендерное равенство даже и не снилось современным феминисткам. У большинства других культур женские праздники существовали, чтобы прекрасный пол мог выпустить пар, хоть раз в год расслабиться в патриархальном обществе, а потом смиренно вернуться к стирке, готовке, уборке и грязным пелёнкам. Нашим степным прапрабабушкам такой эмоциональной разрядки не требовалось.
Кроме того, у казахов уважение к женщине было постоянно, а не раз в год. У этого была сильная практическая сторона. К мнению пожилых апашек прислушивались, потому что их жизненный опыт помогал решить многие вопросы, девочек баловали, потому что, когда их выдадут замуж, им тяжко придётся в роли келинки. Отказать в чём-то беременной, а тем более как-то обидеть её тоже было недопустимо. По поверьям, это грозило тем, что запасы погрызут мыши, а скот перестанет плодиться и станет болеть. Спорить с замужней женщиной тоже нежелательно. Ведь она, как хранительница очага, заботится о хорошей атмосфере под шаныраком. Обидь её, и весь домашний уют поползёт по швам.
Но весенняя магия пробуждающейся природы покорила даже суровых кочевниц.
Казахским аналогом женских праздников можно считать канун Наурыза, когда дамы собираются за готовкой праздничного угощения и с удовольствием сплетничают о своём, о женском.