Обложили со всех сторон!
С 1 января 2014 года правительство РК планирует повысить налоги для физических лиц на транспортные средства с объёмом двигателя свыше 3.000 кубических сантиметров в 2-4,4 раза. Отечественные автовладельцы шокированы данным решением. | ||||||||
На презентации поправок в законодательные акты по вопросам налогообложения в мажилисе парламента глава министерства экономики и бюджетного планирования РК Ерболат ДОСАЕВ утверждает, что повышение ставок налогов коснётся лишь 112 тысяч автомобилей. Это составляет 3% от всего количества казахстанских «железных коней». Принятие данного решения вызвано обеспечением планового роста нагрузки и соблюдения принципа: чем больше загрязняешь, тем больше платишь.
ОБРОК ПО-НОВОМУ
По сообщению информагентства Zakon.KZ, повышение ставок налога за транспортные средства предлагается осуществлять в следующей градации:
От 3 до 3,2 тысячи кубических сантиметров включительно – 35 МРП (от 60.585 до 61.985 тенге);
От 3,2 до 3,5 тысячи кубических сантиметров включительно – 46 МРП (от 79.626 до 81.726 тенге);
От 3,5 до 4 тысяч кубических сантиметров включительно – 66 МРП (от 114.246 до 117.746 тенге).
Для автомобилей с объёмом двигателя свыше 4 тысяч кубических сантиметров налог составит 117 МРП (202.527 тенге).
На сегодняшний день ставка налога на транспортные средства с объёмом двигателя в диапазоне от 3.000 до 4.000 кубических сантиметров составляет 15 МРП – 25.965 тенге.
ДОЖИЛИСЬ
И ещё о налогах. Что касается налога на жильё, то для Алматы и Астаны планируется увеличить базовую стоимость квадратного метра с 30 до 60 тысяч тенге, для областных центров – с 18 до 36 тысяч за квадратный метр. Тем самым повысить налоги в 2 раза. Повышение налога на авто и квадратные метры считает обоснованным директор Центра макроэкономических исследований Олжас Кудайбергенов.
Депутатская фракция от партии «Нур Отан» в мажилисе отвергла вариант, согласно которому за мощный автомобиль и новое жильё платить повышенный налог должны абсолютно все без исключения. Независимо от уровня дохода и реальной стоимости имущества. Теперь же по схеме правящей партии солидные налоги должны платить лишь те, у кого действительно автомобиль класса люкс и фешенебельная жилплощадь.
Позавчера Ерболат Досаев выдвинул новую версию документа. Согласно ей повышение налоговых ставок коснётся лишь автомобилей, приобретённых после 1 января 2014 года. Платить же увеличенный налог на недвижимость будут лишь владельцы жилья стоимостью свыше 1.000.000 долларов США.
СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ – СТОЛЬКО МНЕНИЙ
А вот актюбинский журналист Юрий ТАРАСЕНКО (на фото вверху), мягко говоря, не совсем разделяет оптимизма Ерболата Досаева по всем пунктам решения, высказанного им на презентации поправок в законодательные акты по вопросам налогообложения в мажилисе парламента.
– Введение новых налоговых ставок говорит о том, что нынешнее правительство – не функциональное, – прокомментировал новые поправки в закон Юрий Фёдорович. – Оно не гибкое и совершенно не работает в рыночной экономике. Оно по своей сути репрессивное. Народ в последнее время стал понимать, что такое жить хорошо. Ведь тем, кто честным трудом заработал себе на хорошую жизнь, сейчас бьют по рукам. Человека начинают долбить налогами. То есть, на корню будет уничтожаться всё желание тех же предпринимателей расти, развиваться. У нас, когда нужно ввести какие-то налоги, постоянно чиновники начинают говорить о том, как там у них на Западе. Но почему-то всегда умалчивается о разном уровне в наших странах! Вот кто это сравнивает или, наоборот, избегает сравнения – делает всё специально. В моём понимании, такой человек – против государства, в котором он живёт и работает.
ЛУЧШЕ ДАЙТЕ ЗАРАБОТАТЬ!
Человеку нужно дать возможность честно заработать, заплатить налоги и жить хорошо при этом. Нам же сегодня не дают работу. Я не беру в расчёт официальную статистику, а говорю о скрытой безработице, уровень которой – сумасшедший. Да если даже взять официальные 5,2% безработных по отношению ко всему населению нашей страны – это уже катастрофа. У нас фактически отсутствует средний класс. Производство не развито в должной мере. Все поступления в бюджет идут за счёт налогов от торговли, а также от добычи и сбыта сырья. Почему в качестве примера для подражания по налогообложению приводятся города Астана и Алматы? Ведь конкретных два города – это не весь Казахстан! Вообще, почему при рыночной экономике идёт какой-то большевистский подход? Эдакий принцип экспроприации. Если депутаты сейчас утвердят повышение налога на недвижимость, то мы рискуем развалить весь наш строительный бизнес.
| ||||||||
На вопросы о целесообразности повышения налогов нам ответил известный казахстанский специалист, кандидат экономических наук Канат БЕРЕНТАЕВ. Как оказалось, это было последнее интервью, которое экономист дал журналистам. –К анат Базарбаевич, с 1 января 2014 года правительство РК планирует повысить налоги для физических лиц на транспортные средства с объёмом двигателя свыше 3.000 кубических сантиметров в 2-4,4 раза. Отечественные автовладельцы шокированы данным решением. Нужно ли повышать налоги на автомобили и недвижимость в Казахстане?
– Я считаю, что нужно повышать налоги на престижные автомобили представительского класса, – сказал Берентаев. – Необходимо учитывать ту нагрузку, которую эти транспортные средства оказывают на наши дороги. А что касается недвижимости, то здесь вопрос очень спорный. Повышение налога на неё может привести к большим социально-экономическим последствиям. В том плане, что при советской власти жильё в районах, которые считаются элитными в настоящее время, могли получить как директора, так и рядовые работники предприятий. Сейчас стоимость таких квартир в центре города в разы превышает цену за аналогичное жильё на окраинах тех же Астаны или Алматы. Соответственно, при повышении налогов на эту недвижимость, многие жители, которые являются пенсионерами, не смогут оплатить большую сумму налога, будут вынуждены её продать более состоятельным людям. Самим же им придётся перебираться в более скромные апартаменты на окраинах городов, либо в новостройки.
По словам Каната Базарбаевича, возникнет территориальное расслоение городских жителей. То есть, богатые будут жить в центральных районах с развитой инфраструктурой, а кто беднее – те будут вынуждены жить в менее престижных районах. Произойдёт, да и уже происходит дискриминация по социальному статусу.
– Если ты живёшь в центре Алматы или Астаны, то в глазах других казахстанцев уже выглядишь миллионером, – продолжил экономист. – Все мы прекрасно знаем, что вокруг крупных городов образуются районы стихийных застроек. Это ведь натуральные гетто, где нет нормально развитой инфраструктуры! Нужно к вопросу налогообложения недвижимости подходить довольно тонко. То количество квадратных метров, которое необходимо для комфортного существования человека и определено всеми нормами, должно облагаться невысоким социальным налогом. Излишки же можно обложить более высоким налогом. Нужна система дифференцированного подхода к налогообложению недвижимости. А если этого не будет, то можно говорить о реальном социальном расслоении нашего общества. В Казахстане эта тенденция не сокращается, а наоборот, увеличивается пропасть между богатыми и бедными.
– Считаете ли вы, что отмена льгот для отдельных категорий граждан на авто с объёмом двигателя свыше 4 тысяч кубических сантиметров обоснован?
– Здесь тоже надо подходить избирательно. Если автомобиль с таким объёмом двигателя используется для выполнения каких-то производственно-хозяйственных работ, то, конечно, должны быть предусмотрены определённые преференции. Кроме того, для сельских жителей, которые используют автомобиль для подобных нужд, вообще необходимо разработать систему льготного налогообложения. Ну, а если же это просто крутой «Мерседес», «БМВ» и так далее, то, естественно, за роскошь нужно платить. Но здесь возникает другой вопрос. После легализации имущества, которое происходило в 2007-2008 годах, многое движимое и недвижимое имущество переписывалось на пенсионеров и ветеранов Великой Отечественной войны – это ни для кого не секрет. А если выясняется, например, что авто, зарегистрированное на того же ветерана, используется по доверенности другим человеком, то никаких льгот не должно быть.
Это были последние слова, которые мы услышали из уст Каната Базарбаевича …
P.S. Канат Берентаев умер утром в воскресенье, 6 октября после тяжёлой и продолжительной болезни на 67-м году жизни. Последнее интервью он дал корреспонденту «Эврики» буквально накануне ухода из жизни – в пятницу, 4 октября.
– Он болел давно. В 2004 году у него обнаружили рак желудка, – рассказала ИА «Интерфакс-Казахстан» коллега Берентаева – директор общественного фонда «Центр анализа общественных проблем» Меруерт МАХМУТОВА. – Канат Базарбаевич прошёл лечение, и рецидива не было. В августе этого года у него случился инсульт. После инсульта Берентаев оправился, однако болезнь спровоцировала метастазы в лёгких. В прошлый понедельник, 30 сентября, он был госпитализирован в хоспис, где и скончался.
Канат Берентаев родился 3 ноября 1946 года в Талды-Кургане. С 1972 по 2000 год работал в институте экономических исследований Госплана Казахстана в должности экономиста и заведующего отделом переходного периода. С 2000 года работал завотделом экономической безопасности Казахстанского института стратегических исследований при президенте РК.
С 2009 г. являлся членом совета экономических консультантов при правительстве Казахстана.
Самое интересное, что с Канатом Базарбаевичем мы лично никогда не встречались. Общались лишь по телефону. Но Канат Берентаев запомнился тем, что никогда не отказывал в интервью, даже будучи тяжело больным. Всегда отвечал на все вопросы, связанные с экономикой, и всегда чётко и профессионально.
Чувствовалось, что наш последний разговор, который продлился 7 минут, дался экономисту с большим трудом. Но кандидат наук, как и всегда, давал полные и адекватные ответы на все вопросы.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|