Обходимые сложности
В минувший четверг с карты города исчез ещё один пешеходный переход: городские власти посчитали, что зебра, расположенная между остановками на 5-м микрорайоне, лишняя. Правоохранительные органы поспешили заверить, что от перехода здесь только вред, сплошные травмы и ДТП. Это они выявили, проведя специальное обследование и проверки.
«За последние три года на указанном участке дороги с участием пешеходов зарегистрировано 9 дорожно-транспортных происшествий, при которых различные телесные повреждения получили 9 человек. В этой связи в целях обеспечения безопасного движения пешеходов, а также для улучшения пропускной способности транспортных средств, было принято решение демонтировать действующий пешеходный переход в районе остановки «5-й микрорайон» и предложить пешеходам переходить проезжую часть по более безопасному пути через перекрёсток проспекта Алии Молдагуловой и улицы Есет батыра. Настоящие изменения дорожного движения планируется ввести с 10.00 часов 29 ноября текущего года», – говорится в сообщении Управления административной полиции.
Новые препятствия
Проще говоря, пешеходный переход через так называемую Большую Алию убрали. В четверг по обе стороны появились соответствующие знаки с перечёркнутыми человечками, которые, впрочем, мало мешали переходить дорогу спешащим угнаться за автобусом актюбинцам. Водители по привычке пропускали – да и попробуй ты не пропусти бегущего напролом человека!
В таком режиме теперь уже бывший пешеходный переход продержался до конца недели. Утром понедельника через дорогу на ту сторону ещё можно было перемахнуть беспрепятственно, однако те, кто пытался перейти улицу вечером, натыкались на более серьёзное, чем знаки, препятствие. За день дорожные службы успели установить по обе стороны заборы. Причём как бы ни боролись наши власти с архитектурным обликом города, сразу видно, что изначально никаких оград не предусматривалось, «узор» ломается. Небольшой ад перфекциониста в действии.
Обходить надо, но неудобно
Однако больше всего жители города возмущались, конечно же, не нарушенным рисунком ограды. Теперь тем, кто планирует перебраться с бульвара через дорогу, необходимо проходить до пересечения с улицей Есет батыра, а это, в свою очередь, лишние метры и лишнее время, затраченное на дорогу. В гололёд дорожно-пешеходный квест усложняется, скользить по обледеневшим дорожкам придётся в два раза дольше.
Допустим, раньше, чтобы пройти от кондитерского магазина «Рахат» до остановки на нечётной стороне проспекта, требовалось от силы три минуты прогулочным шагом. Теперь же пешеход должен пройти до Вечного огня (уже 3 минуты), перейти дорогу там, а потом вернуться обратно к остановке. Таким образом, привычные 3 минуты превращаются в 6-7, в плохую погоду и гололёд – все 10, если не дольше. Небольшая потеря, но если куда-нибудь спешишь, всё равно неудобно.
– А я иду из ЦОНа, – пожаловалась пенсионерка Шахноза Кусаиновна. – Перешла дорогу там, дошла до дороги, а перехода нет. Надо обходить. Это очень неудобно! Тогда надо было сделать с обеих сторон аллеи переходы, чтобы и там, и там переходили… Нет, я не видела, есть ли на Тургенева переходы. Там новую дорогу построили, она такая сложная.
– Не знаю, почему здесь убрали переход, – пожимает плечами студентка Раимгуль. – Я каждый день езжу на учёбу, мне нужно на ту сторону. Теперь буду обходить. Машину я не вожу, правила для водителей не знаю, но не думаю, что аварий станет меньше. Они ведь не только на пешеходном переходе случаются.
А где катапульта?
Креатив, как обычно, начался в социальных сетях. Предложения посыпались как из рога изобилия (стиль и орфография авторов сохранены):
_a_n_t_o_n_e_n_k_o_: «Пусть тогда тоже надземный пешеходный переход ставят».
elenochka.61: «Ужас, господа чиновники может прикажете ещё летать. Да, у вас всё «для народа».
mister_xm: «Катапульты ставьте, чтобы пешеходами на другую сторону пулять, и батут на обеих концах…хоть посмеёмся с вашего Ноу Хау».
andsavchuk: «Запретить вообще пешеходов, а то ходят и ходят, топчут и топчут. Уже вон все ступеньки замочили в надземном переходе!».
nikonikiforov: «нееее лучше тарзанку привяжите там и прилетайте».
gusmanov_altynbek: «Канатную дорожку надо поставить».
Но сколько бы ни спорили и ни шутили, почти все сходятся в одном: чтобы аварий с участием пешеходов стало меньше, надо вовсе не от пешеходных переходов избавляться, а учить людей правила дорожного движения соблюдать.
Охота за зебрами
Впрочем, таких сложных пешеходных переходов в Актобе и без 5-го микрорайона достаточно. Некоторое время назад пешеходный переход исчез через улицу Пацаева прямо напротив бокового входа в областной акимат. Раньше те, кому нужно в администрацию региона, доезжали до остановки «Акимат» и спокойно переходили дорогу, никуда не сворачивая. Теперь же до зебры нужно прогуляться либо к проспекту Абилкайыр хана (ближе, всего пара минут), либо к улице Маресьева (почти в 2 раза дальше). А уже на другой стороне разворачиваться и идти обратно к зданию.
Но если исчезновение перехода от медицинского общежития до акимата осталось практически незамеченными, то пешеходный переход в районе "Космоса" оплакивали ещё долго. Многие до сих пор продолжают перебегать там дорогу, причём не только молодёжь, но и особо бойкие пенсионеры грешат такими нарушениями. Пешеходов не останавливают ни специальные знаки, ни разделительные островки посреди проезжей части, ни ограждения.
А больше всего кругов нарезать приходится в районе Центрального парка. Перейти дорогу с одной стороны на другую можно либо в 12-м микрорайоне напротив "Актобе Ажары", либо через подземный пешеходный переход между мечетью «Нур Гасыр» и зелёно-водным бульваром. Следующий пешеходный переход будет аж в районе Сазды.
Получается, что для того, чтобы попасть, скажем, в новую филармонию или «Бургер Кинг», актюбинцам, приехавшим со стороны 12-го микрорайона и вышедшим из автобуса на остановке «Парк», необходимо либо через весь парк возвращаться к подземному пешеходному переходу, либо (вариант для любителей долгих прогулок) тратить полчаса, чтобы побыстрее дойти до Сазды, перейти дорогу, а потом вернуться. Хотя место-то людное, ещё один переход, пускай подземный или надземный, точно не помешал бы.