Нашему Актобе придётся «поумнеть»
Помочь читателям «Эврики» немного разобраться в этом согласился заместитель акима города Актобе Жуман ЗИНЕ.
Догнать Барселону
Напомним о том, что в планах президента превратить наш город в 4–й урбанистический центр республики (после Алматы, Астаны и Шымкента). Ориентировочно к 2040–му году наш город может стать миллионником по численности населения. И это обстоятельство грозит настоящим шоком для городской инфраструктуры. Поэтому что–то нужно делать уже сейчас. Что «что–то»? В городском акимате примерно представляют себе, с чего нужно начать.
– Мировая практика развития «умных» городов свидетельствует, что существуют разные пути их построения. Одним из них является так называемое построение «умного» города на новом месте с нуля, когда все основные решения «умного города» закладываются на этапе проектирования и строительства города (Масдар – сити – ОАЭ, Нью–Сонгдо (Южная Корея), Тяньцзинь (КНР). Другим – путь, основанный на постепенном преобразовании или переоснащении устоявшейся городской системы в «умный» город (Амстердам (Нидерланды), Лондон (Великобритания), Стокгольм (Швеция), Фуджисава (Япония).
Недостатки первого пути состоят в том, что миграция населения в новые «умные» города не всегда соответствует ожиданиям, несмотря на высокую привлекательность и удобство проживания в них. Подобные города показывают невысокую динамику роста, хотя их функционирование в долгосрочном периоде (20–30 лет) является перспективным. Сложностями второго пути являются необходимость изменений при сохранении исторической ценности городских объектов и отсутствие возможностей для кардинального изменения городской инфраструктуры, – говорит Жуман Зине.
– Второй вариант выглядит затратнее. Ведь законченного цикла «умного» города нет. И «умного» города в абсолюте тоже нет.
– Каждый регион или город обладает своими особенностями, которые необходимо учитывать при формировании планов построения «умного» города. Всё зависит от потребностей, вызовов города. Для кого–то самая ноющая проблема – уличный трафик. Например, поставили «умные» светофоры, дающие «зелёную волну» приближающемуся потоку машин, – уже хорошо.
По одной из версий, идея «умного» города возникла в Барселоне, готовящейся встретить Олимпиаду–1992. Администрация города поняла, что несоизмеримо много тратит на уличное освещение. Поставили датчики, регулировавшие подачу электроэнергии в зависимости от естественного освещения и оживлённости улицы, и заметили, что значительно экономят деньги.
Далее – обратили внимание на систему городского полива.
Потом взялись за транспорт: перемещение всех автобусов отражается в Сети, на остановках табло показывает пассажирам, как и каким маршрутом можно доехать в ту или иную точку города, через сколько минут подъедет автобус нужного маршрута. Началась эра электромобилей – появились бесплатные розетки для зарядки.
Любопытно, что изначально определённой цели создать «умный» город («Smart city») не ставилось вообще. Не исключено, что и термина такого тогда ещё не знали. Поэтапно решались ключевые проблемы, потом решили объединить эти вещи в одну информационно–технологическую систему.
Первым «поумнеет» акимат
– В Актобе мы начнём с чего: с освещения, системы полива или строительства заправочных станций для электромобилей?
– Мы начнём с муниципальной власти. Ведь вы же не станете спорить с тем, что мы непосредственно предоставляем услуги населению? Чем быстрее мы предоставим услугу, чем быстрее у нас появится обратная связь, тем больше доверия к нам, и плюс снимается напряжённость населения. Задачами данного направления являются обеспечение интерактивного диалога между государством и гражданами, демократизация всех процессов, обеспечение прозрачности в управлении. Ориентированность на реализацию стратегии города. Для достижения этого акимату необходимо вовлечь граждан в процесс управления, действовать сообща, создать интерактивные и открытые каналы обратной связи и доступа к информации.
Во–первых, сайт городского акимата не полностью отвечает поставленным задачам. Почему? А там нет обратной связи с горожанами – они нам ничего не пишут о своих проблемах. А в соцсетях, наоборот, откровенно выставляют проблемы. Хоть в «Инстаграме», хоть в местных пабликах. Приходится в буквальном смысле прыгать по сайтам и смотреть, на что люди жалуются. И пытаться максимально решить эти проблемы. Есть вопросы, требующие немалых затрат, и тогда мы честно говорим: «Потерпите чуть–чуть». Если вопрос решается – публикуем результат. Если – нет, тоже говорим об этом.
В этой связи нами планируется внедрение функции «Активный гражданин». Допустим, не работает светофор. Человек сфотографировал и прислал нам с указанием места. Мы тут же перенаправляем вопрос непосредственным исполнителям. И определяем регламент – сколько у него будет времени решить эту проблему. Результат обязательно выставляется на сайте.
Москва уже прошла через это
– Не боитесь, что вам придётся увеличить штат чиновников, которые будут за этим следить? Пойдёт вал жалоб в соцсети. У одного – светофор, у другого – лужа во дворе, у третьего – ещё что–нибудь. Кто будет перенаправлять: это – в ЖКХ, это – в отдел образования, а это – ещё куда–то…
– Кроме сайта с обратной связью нужно будет создать call–центр. Звонки будут приниматься, записываться и направляться исполнителю. Допустим, звонок: – «У меня прорвало трубу». Оператор открывает карточку, и компьютер уже сам определяет, кому отправить сигнал. Специалисты «Акбулака» выехали – насос не работает, потому что электричества нет. Они подключают «Энергосистему».
Никто не спорит – вначале будет сложно. Москва, Казань, другие российские города уже через это прошли. Но поступающие вопросы нужно максимально решить. Чтобы человек осознал: «Я написал и не остался безответным». Вот вы 3 раза напишете на сайт, вам все 3 раза не ответят. Вы же бросите писать?
– Но, с другой стороны, если вы мне на каждый вопрос ответили, я вас забросаю письмами.
– Да пожалуйста!
Думайте сами, решайте сами
– Приведу один пример – о чём рассказывали на саммите по «умным» городам, куда мы ездили. В один из африканских городов пришли крупные компании мирового уровня: «Сейчас мы вам тут всем сделаем красиво, всех обеспечим мобильной телефонной связью!» – «Нам не надо, – был ответ. – Мы не любим дистанционно общаться, у нас культура такая. Постройте нам лучше в каждом районе по дому культуры». В понимании конкретных жителей это и есть удобный и комфортный город.
На нашем примере участие населения в городской жизни я вижу так. На нашем сайте будет функция «Активный гражданин», то есть мы пишем: «Люди, у нас есть столько–то денег, мы хотим построить, к примеру, 100 дворовых площадок. Где?». И население начинает голосовать.
– Проблем с деньгами не будет? У вас попросят 15 площадок, а деньги есть только на 3.
– Мы так и скажем: «Есть 3 площадки. Куда поставить?». Или: «Мы хотим поставить новые скамейки – какой эскиз выберете?». Но, чур, голосовать не анонимно! Чтобы каждый принимал решение и понимал, что это серьёзно и нормально.
И чтобы не получилось, как в этом случае. В одном швейцарском городке население всё время было недовольно автобусными маршрутами. У нас, в Актобе, кстати, то же самое. Жалуются: мол, почему автобус останавливается именно здесь – тут школа, магазин, народ ходит. Почему бы не перенести остановку на 3 дома вперёд, там спокойно и никому не мешает. Выясняется, что он о себе печётся – он живёт в том доме, а до остановки ему лень дойти.
Так вот, в Швейцарии сказали: «Жители, прокладывайте маршруты сами». На обсуждение маршрутов ушло аж 2 года. В итоге они устали и кое–как утвердили схемы 10 маршрутов. С тех пор уже лет 40 маршруты не изменяются.
Например, мы хотим внедрить электронное билетирование в общественном транспорте. Но если народ не будет им пользоваться, для чего оно нужно? Люди должны понимать: если я буду рассчитываться электронной картой, то это будет прозрачно и пойдут налоги. Каждая лишняя копейка пойдёт не кому–то в карман, а пойдёт во благо общества.
БЕЗОПАСНЫЙ ГОРОД.
КОМФОРТНЫЙ ГОРОД.
Пришёл ученик в школу, приложил свою именную карточку к считывающему устройству – его родителям на телефон приходит сообщение через мобильное приложение, что ребёнок в безопасности.
Сообщениями по мобильному приложению также приходят и оценки успеваемости.
По линии здравоохранения мы планируем начать с самой простой электронной очереди. Каждый житель должен иметь возможность с помощью интернета записаться на приём к своему врачу.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА.
КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА.