Им советские дОроги дорОги
23 октября 2013 года. №43 | ||
О том, как в советский период благоустраивали и озеленяли наш город, строили и ремонтировали дороги, корреспонденту «Эврики» рассказал коммунальщик со стажем, почётный гражданин Актобе Кулкай НУРМАГАМБЕТОВ. | ||
Улицу Карла Либкнехта (в прошлом Александровскую, ныне Шернияза) впервые полностью заасфальтировали в 1959 году. | ||
1957 год. Кулкай Нурмагамбетов (сидит на подножке слева) уже главный лесничий, но на посадки выезжал наравне с простыми рабочими.
| ||
В коммунальной сфере Кулкай Урдабаевич проработал 43 года. После окончания в 1954 году Алма-Атинского государственного сельскохозяйственного института по специальности «инженер лесного хозяйства», он трудился на разных должностях: инженером, главным лесничим, директором Актюбинского механизированного лесхоза, начальником областного и краевого управлений лесного хозяйства, руководил «Зеленстроем» и дистанцией защитных лесонасаждений железной дороги, возглавлял областной ремонтно-строительный трест. На заслуженный отдых почётный лесовод Казахстана ушёл в 1997 году в возрасте 69 лет.
НАЧИНАЛ ЛЕСОВОДОМ
За время работы Кулкая Нурмагамбетова, кроме существовавших в нашей области шести, было организовано ещё 6 новых лесхозов и 27 лесничеств. Вокруг Актюбинска посадили зелёное кольцо, которое защищало город от пыли, песка, летних суховеев и зимних буранов. Появились лесополосы вдоль железных и автомобильных дорог. В 1965 году между старым и новым городом на площади 200 гектаров заложили парк имени Ленина, а спустя десятилетие – аллеи на Октябрьском бульваре и проспекте Алии Молдагуловой. Построили теплицы общей площадью 13 тысяч кв.м для выращивания цветов и 25-километровый водопровод для полива насаждений.
– Когда я только начинал работать, один старик мне говорил: «Быстрее у меня на ладонях вырастут волосы, чем в нашей области появятся леса», – вспоминает Кулкай Урдабаевич. – Но у нас всё получилось. Ежегодно вокруг Актюбинска высаживали 400-500 гектаров новых лесонасаждений. Мы не увлекались экзотикой, а отдавали предпочтение породам, которые хорошо переносят наши суровые климатические условия. Прежде чем что-то сажать, всегда учитывали свойства почвы. Поэтому в те времена посаженных деревьев и кустарников гибло гораздо меньше, чем сейчас. Теперь обидно становится, когда видишь, как на десятках гектаров вырубаются зелёные насаждения для строительства коттеджных городков и многоэтажных жилых комплексов.
СТАЛ ДОРОЖНИКОМ
В 1979 году по решению министерства коммунального хозяйства Казахской ССР в Актюбинске создали областной ремонтно-строительный трест, который объединил различные предприятия коммунальной сферы: «Зеленстрой», РСУ-1, РСУ-2, «Гордорстрой», «Сантехмонтаж» и другие. Его управляющим назначили Кулкая Нурмагамбетова, так что кроме озеленения ему пришлось контролировать ещё и строительство и ремонт дорог.
– В то время «Гордорстрой» был единственной в городе организацией, занимающейся состоянием дорог в областном центре, с мощной технической базой и своим асфальтовым заводом, – рассказывает Кулкай Урдабаевич. – Там работали высококвалифицированные специалисты, коллектив неоднократно награждался почётными грамотами Совета Министров республики. В Советском Союзе строительство автомобильных дорог осуществлялось за счёт государственных капитальных вложений и отчислений от прибылей автотранспортных предприятий. Посильный вклад вносили промышленные и другие предприятия, и даже колхозы и совхозы.
ПОД ПРИСТАЛЬНЫМ ВНИМАНИЕМ
По словам Кулкая Нурмагамбетова, пик дорожного строительства в городах и между населёнными пунктами в СССР пришёлся на 60-е – начало 80-х годов. На эти цели выделялись значительные средства, дорожники получали современную технику. Серьёзное внимание уделялось изысканию новых строительных материалов, совершенствовались методы ремонта и содержания автомагистралей, которые обеспечивали в течение круглого года бесперебойную работу транспорта.
– Вообще, руководство страны очень серьёзно занималось этой отраслью коммунального хозяйства, – говорит Кулкай Урдабаевич. – Перед дорожным хозяйством ставились задачи по упорядочению планирования, укреплению хозяйственного расчёта и финансовой дисциплины. В Актюбинской области ускоренно развивалось производство строительных материалов, конструкций и деталей для дорог. Кадры дорожников в Казахстане готовило несколько учебных заведений, постоянно велась работа по улучшению условий труда и культурно-бытового обслуживания специалистов. По сути, все те дороги в областном центре и вокруг него, по которым мы сейчас ездим (кроме, конечно, новых), построены ещё при Советском Союзе. Сейчас их только ремонтируют и реконструируют.
НА КОНТРОЛЕ ПАРТИИ
Как считает Кулкай Нурмагамбетов, ныне работы по благоустройству города напоминают аврал.
– В советское время ремонт и замена коммуникаций и дорожного покрытия велись строго по заранее разработанному плану, – говорит коммунальщик со стажем. – Канавы и арыки для отвода дождевых и талых вод от грязи и мусора очищались весной и осенью. Причём в частном секторе этим занимались не только государственные коммунальные службы, но и сами жители возле своих домов. Каждого обязывали это делать. Дороги всегда приводили в порядок до наступления сезона дождей. Никогда не было такого, чтобы часто латали дыры на дорогах и ежегодно меняли асфальт на одних и тех же улицах. Возможно, потому, что в то время в городе было намного меньше техники.
По словам Кулкая Урдабаевича, если графики сдачи объектов нарушались, ответственных лиц строго наказывали: снимали с должностей, исключали из партии. Тогда остаться без партбилета считалось катастрофой. За каждую потраченную копейку отчитывались на самом верху.
– Помню, какие разносы на бюро устраивали нерадивым первые секретари обкома Николай Иванович Журин и Василий Андреевич Ливенцов, – говорит почётный гражданин города. – Они всегда лично проверяли качество строительства и ремонта дорог. Не верили на слово специалистам. Если в течение гарантийного срока обнаруживался брак, летели головы. Сейчас, к сожалению, всё совсем не так. Времена другие и нравы тоже.
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК,
|