Будущий директор Таганки на сцене актюбинского ДКЖ собирал деньги на танк
Фронтовик Николай ДУПАК после тяжёлых ранений лечился в актюбинском госпитале и ставил спектакли в Доме культуры железнодорожников. Позже он стал известен как легендарный директор театра на Таганке, четверть века его возглавлявший, и принявший туда на работу Юрия ЛЮБИМОВА и Владимира ВЫСОЦКОГО.
Он прожил 101 год, в минувшее воскресенье его не стало. Заслуженный артист России и Украины. Человек, прошедший от курсанта до командира кавалерийского эскадрона Великую Отечественную. Контуженый и трижды раненый. Потерявший от ранений слух и речь, не смирившийся с участью калеки и долгими тренировками восстановивший их. Актёр «Мосфильма», ставивший в Актюбинске спектакли и концерты, выручка от которых ушла на строительство танка «Актюбинск». А мы ничего о нём не знаем.
Некоторые факты из биографии Николая Дупака подсказал мне известный актюбинский журналист Юрий ТАРАСЕНКО, сообщивший о кончине этого выдающегося человека. Остальные пришлось искать в интернете. Привожу их, чтобы у наших читателей создалось первое впечатление о директоре одного из лучших театров Советского Союза.
Сын кулака
Родился Николай Лукьянович на Донбассе. Вообще-то, его отца звали Лукой. Следовательно, отчество у Дупака должно было быть Лукич. Но ему его сознательно слегка поменяли. Потому что Дупака-старшего записали в кулаки.
Семья пережила бушевавший на Украине в гражданскую голод, после постепенно стала обживаться: выращивали зерно, разбили фруктовый сад, держали живность. Даже мельницу свою построили. Но в лихую годину кулацкую семью Дупаков сослали в Архангельскую область.
После власти разрешили детям из высланных семей вернуться к родственникам, вскоре из высылки вернулась и мать Николая со старшими детьми. А отцу семейства удалось сбежать. Вернувшись, он по-быстрому собрал семью и перебрался в Таганрог.
С 14 лет на сцене
В школе Николай распознал в себе интерес к театру: читал стихи, участвовал в постановках, в драмкружок ходил. Неудивительно, что 14-летнего парня пригласили в таганрогский драмтеатр на роль в одной из пьес Мольера. Премьера оказалась удачной, так Николай и остался играть в театре. А после школы поступил в театральное училище Ростова-на-Дону, но проучился в нём всего 3 года. Началась война…
Актёры ушли на фронт
Но картине не суждено было сбыться. Некоторые источники сообщают зловещую деталь – первый день съёмок был назначен на 22 июня. Но это неправда. К тому времени, по словам самого Дупака, съёмки шли уже месяца полтора.
«Когда началась война, Александр Довженко собрал всех и сообщил, что вместо двух лет фильм снимут за полтора года, - вспоминал Николай Лукьянович в интервью «Российской газете». – Но съёмки после этого продлились всего неделю. Так как в массовке были заняты 400 человек солдат, процесс пришлось прервать. Они отправились на фронт».
6 часов на поле боя без сознания
На фронт попросился и Николай. Его отправили в народное ополчение, а осенью 1941-го - в новочеркасское кавалерийское училище. Уже зимой он выпустился в звании младшего лейтенанта, воевал под Москвой, Сталинградом. Был трижды ранен (в горло, руку, обе ноги, контужен). Лечился в госпиталях Мичуринска, Москвы, Куйбышева и Чапаевска.
В бою под Харьковом Николай был ранен и 6 часов без сознания пролежал в снегу. Спас его полковой врач Ефим АРОНОВ – он подползал к красноармейцу и подносил зеркальце к его рту. Если оно хоть чуть запотевало – бойца всеми правдами и неправдами выносили с поля боя. Значит – жив!
«Я был безнадёжный, а таких засылали подальше вглубь страны – было такое распоряжение командования, - рассказывал Николай Лукьянович газете «Известия». - Привезли меня на носилках в Актюбинск, в госпиталь. «Как фамилия?» - «Дупак». «У вас есть брат?». – «У меня два брата: Серёжа и Гриша». – «Вы знаете, что две недели назад Сергея привезли к нам из Сталинграда». Так в госпитале я встретил старшего брата».
Танк от благодарных зрителей

Главврач госпиталя МИЛОСЛАВСКИЙ, работавший до войны главврачом центральной клинической больницы Харькова, заметил, что раненый Дупак, хоть и передвигается на костылях, пытается читать бойцам стихи, сценки какие-то разыгрывает. И поручил тому организовать художественную самодеятельность. Николай и организовал несколько спектаклей и концертов в Доме культуры железнодорожников.
Как позже вспоминал Дупак, редкие магазины в городе закрывались уже в 7 вечера, а в клубе железнодорожников можно было купить бутерброд и кружку пива. Билет на концерт стоил примерно половину от стоимости провианта. Деньги все шли на постройку танка «Актюбинец». Всю необходимую сумму собрали уже после того, как Дупак уехал из города. Его комиссовали и на фронт больше не брали.
На таком концерте (или спектакле) Дупака заметил случайно оказавшийся в городе помощник Довженко Александр ДАВИДСОН. Вернувшись в Москву, Давидсон вызвал фронтовика для съёмок фильма «Украина в огне». Однако и эта картина не была снята.
На мирной сцене
Николай Дупак не сдавался. Он не смирился с положением фронтового калеки и тренировал мышцы рук и ног, побитых после ранений, восстановил речь и слух. И вернулся в актёрскую профессию – его зачислили на «Мосфильм» и ещё 20 лет он служил актёром и режиссёром театра имени Станиславского.
Главный герой второго плана
В 1963 году Дупака назначили директором театра на Таганке. Уже следующей весной он пригласил худруком Юрия Любимова, чуть позже – Владимира Высоцкого.
Четверть века Николай Дупак возглавлял театр и не сыграл на его сцене ни одной роли. Потому что дал себе зарок – не использовать служебное положение. Зато на его счету более 90 ролей в фильмах. Сегодня эти роли назвали бы эпизодическими, но Дупак смог сыграть своих героев так, что они запоминались. Это командующий армией в «Служили два товарища» и полковник милиции в «Инспекторе уголовного розыска», воевода в «Ярославе Мудром» и секретарь обкома в «Вечном зове», адъютант Тито в «В горах Югославии», председатель Совмина в «Любови с привилегиями» и многие другие.
Хорошо быть гением, когда у тебя такой директор

Дупака в театре любили. В шутливой песне к 60-летию Любимова Высоцкий не забыл упомянуть и директора:
«Быть иль не быть?», мы зря не помирали. Конечно - быть, но только начеку. Вы помните, конструкции упали? - Но живы все, спасибо Дупаку».
А актёр Александр ПОРОХОВЩИКОВ так высказывался о режиссёре и директоре Таганки: «Любимов – гений! Гением быть комфортно, когда у тебя есть Дупак!».