Американский взгляд на казахстанскую действительность
Кристофер Рис в Казахстане бывает регулярно, да и в Актобе заезжает не впервые. Он признаётся, что город ему нравится: и зелень, и аллеи с парками, и памятники. Однако основная цель всех его поездок – это вовсе не туризм и развлечения, а серьёзные научные исследования, посвящённые изучению национальной идентичности народов, проживающих в Центральной Азии после распада Советского Союза. Если говорить проще, исследователю из Индианы интересно, как сегодня живут казахстанцы, кем они себя ощущают и какие факторы на них влияют. Получается своеобразный взгляд со стороны: многие вещи, на которые мы в повседневной жизни и внимания бы не обратили, представляют живой интерес для учёного.
А потом СССР не стало…
Занятно, что когда-то давно Кристофер Рис ровным счётом ничего не слышал ни об одной из стран Центральной Азии. Затем судьба привела его в небольшой городок недалеко от Бишкека, куда молодой человек поехал в составе «Корпуса мира», чтобы обучать английскому языку. Так прошло 2 года, и доктор Рис понял, что его карьера будет тесно связана с жизнью стран Центральной Азии.
Пока что на его счету только Кыргызстан и Казахстан, но в планах значатся и визиты в Узбекистан и Россию. Кристофер Рис знает киргизский, отлично говорит по-казахски, чуть хуже – по-русски. Это очень помогает ему в работе с людьми.
– Самый большой интерес для меня представляет национальная идентичность и то, как она поменялась после распада СССР, – объясняет Кристофер Рис. – Начиная с 1920 годов, в Советском Союзе уделялось большое внимание формированию национального самосознания, особенно это касалось центрально-азиатского региона. Определялась точная территория республик, людей обучали грамотности на международных языках, составлялись словари. И русские, и казахи, и узбеки, и многие другие стали единым советским народом. А в 1991 году эта идеология перестала работать, и каждая страна на постсоветском пространстве задалась вопросом: что же значит быть гражданином их государства?..
Национальность: казахстанец
С тех пор прошло немало лет, и каждая из республик, некогда входивших в состав СССР, пошла по своему пути развития. Единого рецепта нет и быть не может. В одних государствах прекрасно работает мононациональная политика, в других она способна привести к акциям протеста и беспорядкам. Именно поэтому, наверное, Кристофер Рис и сконцентрировал своё внимание на Казахстане:
– Если в Кыргызстане есть 3 ведущие группы населения (киргизы, узбеки и русские), то в Казахстане их намного больше, – говорит он. – Есть русскоязычные казахи и казахоязычные, а между ними существует большая разница. Любопытно сохранение баланса: с одной стороны, Казахстан – это страна казахов. С другой стороны, это многонациональное государство, где проживает, например, множество этнических русских и представителей других народов. Начиная с 2000-х годов, здесь были попытки построить так называемую «казахстанскую национальность». То есть ты можешь быть русским или казахом по происхождению, но всё равно – казахстанцем.
Не учил, но одобряю
Кристофер Рис проводил целое исследование, пытаясь выяснить, что же это значит – быть казахстанцем. Составил вопросник, который предложил жителям разных городов, беседовал с людьми, составлял статистику. Результаты, правда, вышли достаточно предсказуемыми: обитатели севера страны больше склоняются к тому, чтобы считать себя казахстанцами. А на юге, например, в Шымкенте, наоборот, жители в первую очередь считают себя казахами. Одним словом, ничего необычного.
– Это достаточно предсказуемо, – пожимает плечами Кристофер. – Единственная вещь, которая показалась мне интересной, – это множество людей, которые не говорят по-казахски. Если их спрашиваешь, какой язык наиболее важен для будущего Казахстана, большая часть утверждала, что и русский, и казахский. Но если приходилось выбирать, то выбирали казахский. И при этом, что интересно, по-прежнему не были заинтересованы в том, чтобы его изучать.
От советского – к казахстанскому
Нынешнее исследование Кристофера Риса связано с историей Великой Отечественной войны и тем, как к ней относятся жители Казахстана.
– Когда я гулял по Алматы, то заметил очень много памятников советским воинам, – вспоминает он. – Сначала я подумал, что это старые советские статуи, но потом узнал, что они, вообще-то, установлены в 1997 году. И я заинтересовался, почему Казахстану так важно сохранять память о советском прошлом, потому что в других странах от неё постепенно избавляются.
Впрочем, и Казахстан не исключение. Живое свидетельство тому – переименование улиц, районов и целых городов. На смену советским топонимам приходят новые, с отсылками к национальному колориту. Однако при этом память о Великой Отечественной войне становится как бы частью истории современного независимого государства.
– Советский опыт переходит в исключительно казахстанский, – отмечает доктор Рис. – И это делает Вторую Мировую событием, в котором участвовал лично Казахстан, хотя он был на тот момент составной частью СССР. Проводится разграничение советского и казахстанского в период войны. Важен тот факт, что 7 мая празднуется День защитника Отечества, как раз перед 9 Мая. Это очень символично. В то же время в День победы нет больших военных демонстраций, больший акцент делается на людей, которые несут снимки тех, кто служил в советской армии.
Игры с подсознанием
В Актобе Кристофер Рис планирует выяснить, как история Алии Молдагуловой и других героев Великой Отечественной войны переосмысляется в современном Казахстане. Они служили в советской армии и защищали всю страну, а значит, память о них важна не только этническим казахам, но и всем, кто проживает на территории страны. Если правильно апеллировать к подобным символам и воспоминаниям, то вполне возможно незаметно воздействовать на национальное самосознание.
– С моей точки зрения, формирование национальной идентичности – это не только попытки заставить людей петь патриотические песни и вступать в какие-нибудь пионерские организации. Когда тебе на глаза постоянно попадаются флаги и символы, это тоже оказывает большое влияние. Здесь, в Актобе, я люблю прогуливаться по Аллее героев. Во-первых, она мне нравится, во-вторых, мне очень нравится кофейня, расположенная неподалёку. И я замечаю, что на ней всегда людно, и у жителей постоянно перед глазами эти напоминания. Они могут совершенно не обращать внимания на их существование, вся идея заключается в том, чтобы воздействовать подсознательно. Если ты каждый день проходишь рядом с флагом, он говорит тебе, что ты в Казахстане, а не в России или США. Это и есть непрямое воздействие, – разъяснил Кристофер Рис.