«АКТЮБСЕЛЬМАШ»
Днепропетровскую артель «Большевик» эвакуировали в Актюбинск в 1941 году. В 1967–м артель «Большевик» стала заводом «Актюбсельмаш». Даже до эвакуации «Большевик» славился тем, что в полтора раза перевыполнял план, а в годы войны стахановцы выдавали 400% нормы. Завод преобразил наш город, и даже область. На Сазде выстроили целый жилой район для сотрудников завода, а в районе села Белогорка открылось подсобное хозяйство с благоустроенными домами. На самом «Актюбсельмаше» работало 5.000 актюбинцев. Зарплаты тут были одни из самых высоких в городе, а работникам ежегодно выдавали путёвки на курорты как в СССР, так и за рубеж.
– Я проработала семь лет гальванёром на «Сельмаше», – вспоминает Наталья АСМЕТКИНА. – Работа была тяжёлая, очень вредная. Приходилось с кислотами возиться, дышать этими парами, но платили очень хорошо. У меня 400 рублей выходило, а плавильщики по 600 получали. В других местах столько за полгода платили. Помню, когда приносила зарплату домой, муж всё время расстраивался. Ему стыдно было, что жена в разы больше мужа получает. А ещё нам продукты всегда давали. Даже когда я на пенсию вышла, приносили мясо и молоко домой.
Заслуги завода можно перечислять бесконечно. Но особенно нужно отметить машинки для стрижки овец. В СССР «Актюбсельмаш» был монополистом по их производству, а на мировом рынке они потеснили зарубежные аналоги, так как были мощнее, надёжнее и лишь по дизайну немного им проигрывали. Актюбинские машинки стригли даже грязную шерсть и работали в любых климатических условиях.
Когда-то цеха тут украшали картинами.
«АКТЮБРЕНТГЕН»
Если на «Сельмаше» могли удержаться только крепкие, здоровые люди, которых не напугали ни тяжёлый труд, ни высокие температуры, ни вредные испарения, то на «Актюбрентгене» находилась работа и школьникам. Например, упаковывать игрушечные машинки в полиэтиленовые пакеты доверяли даже первоклассникам на уроках труда. Завод славился, как видно из названия, производством рентгеноборудования, но народную любовь он снискал благодаря настольным играм «Футбол» и «Хоккей». Эти игры были действительно культовыми, они мелькали в детских фильмах и киножурнале «Ералаш», настольные матчи красочно описывались у детских писателей 70–ых. «Футбол» с «Хоккеем» даже экспортировались за рубеж и были среди игрушек каждого социалистически воспитанного ребёнка. Игр произвели так много, что они продавались в разных уголках бывшего Советского Союза до середины 2000–х. К сожалению, сейчас можно отыскать только китайские подделки игр. Сомнительного качества, да и то - с огромным трудом и за солидную сумму.
На мясокомбинате в промзоне сейчас можно поживиться только халявными кирпичами.
ПРОМЗОНА
Этот индустриальный район строился в 70–х, посреди степи. Тогдашние газеты обязательно добавляли, что актюбинцы теперь трудятся в окружении тюльпанов, это стало своеобразным газетным штампом. Сюда переехал хлебозавод, построенный в 1938 году, кондитерская фабрика, артель «Казпух» (трикотажка), мясокомбинат с Курмыша, тут открылась фабрика первичной обработки шерсти. Колбасы с мясокомбината и конфеты «Курочка Ряба» были обязательным атрибутом банкетов для высокопоставленных гостей, в том числе и зарубежных. Вот только простые горожане их в магазинах не встречали, разве что доставали по блату. Так же по городу ходила куча баек, что некая актюбинка привезла из зарубежной командировки безумно красивую и качественную кофточку, потратив на неё последние валютные копейки, но изучив этикетку, выяснила, что модная забугорная шмотка сшита в её родном городе. Теоретически такое могло случиться, ведь актюбинская продукция уходила на экспорт даже в капстраны. Но в 90–е предприятия с промзоны не выдержали потока импорта. Например, в 1999 году в Актобе появились недорогие, но очень вкусные конфеты по технологиям итальянских кондитеров. Сладости делали на нашей кондитерской фабрике. Правда, продержались на рынке они меньше года. Далеко не каждый актюбинец успел их попробовать.
ПИВЗАВОД
Актюбинцы постарше наверняка помнят терпкий, насыщенный вкус натурального «Жигулёвского», по сравнению с которым нынешнее пиво с консервантами и ароматизаторами просто вода из лужи. А в 1962–ом наш пивзавод выпускал шесть сортов пенного напитка, включая тёмный портер для гурманов. Но настоящим пивным раем наш город был в начале прошлого века. Завод ШУСТА не гнался за новыми технологиями, а варил пиво кустарно, по–домашнему. Там использовали самые древние деревенские рецепты, даже сахар не добавляли. Кроме пива завод выпускал ещё сладкую, слабоалкогольную бражку, которую можно было пить даже детям, и безалкогольный морс. На заводе работало всего 7 человек, но это не мешало выполнять 111% плана. Шустовское пиво было популярнее водки, актюбинцы стали пить меньше крепких напитков, но в тридцатых годах советская власть всё равно была недовольна заводом. Дело в том, что партийных там не было, и пивовары предпочитали работать побольше, а не штудировать заветы Ильича. А после войны появился не такой популярный, зато политически грамотный пивзавод.
ЛЕДОВЫЙ ДВОРЕЦ
Трудно поверить, но чемпионаты по фигурному катанию и гастроли балета на льду когда–то были для жителей нашего города вполне привычным событием, как сейчас премьера в кинотеатре. На льду нынешнего «Коныса» в рамках гастрольного турне по всему миру выступали зарубежные артисты Бродвея и Лас–Вегаса. Актюбинские мамы мечтали отдать ребёнка в секцию хоккея или фигурного катания на базе Дворца. Потом содержать ледовое поле стало слишком дорого, и юные фигуристы, надеясь на лучшие времена, оттачивали хореографическое мастерство на голом каменном полу, а то и на асфальте во дворе, когда помещение сдавали в аренду под концерты. В наши дни фигуристы тренируются на маленьком катке в «Меге». По словам тренеров, спортсмены попросту теряются от масштабов, когда попадают на профессиональную арену.
АЭРОПОРТ
Казалось бы, аэропорт попал в этот список случайно. В наши дни он прекрасно работает, выполняет регулярные рейсы и даже получил статус международного. Но нынешние его заслуги не так впечатляют, как расписание рейсов 70–ых– 80–ых годов. Тогда из Актюбинска без пересадок можно было добраться в Одессу, Минводы, Киев, Крым, Сочи и Харьков и Якутск. Самолёты летали туда через день даже зимой. А в сезон отпусков рейсы совершались практически ежедневно. Причём цены на билеты заставляют кусать локти нынешних экономных путешественников, прознавших про лоукост (систему существенных, до 80%, скидок на авиарейсы). Отправиться к тёплому мору в разгар сезона можно было всего за 30–40 рублей. Это примерно треть самой маленькой зарплаты в городе. Вот только желающих недорого путешествовать было так много, что очередь за билетами нужно было занимать за месяц.