Сладкий нейминг
Почему у популярных советских конфет именно такие названия.Для тех, кто вырос в СССР, конфеты - это чуть больше, чем лакомство. Название советских конфеток стало своеобразным культурным кодом, и мало кто задумывался, почему сладости называются именно так.
К «Раковым шейкам» люди так привыкли, что никто и не задумывался, почему этой сладости придали вид закуски к пиву.
Оказывается, когда придумывали эти конфеты, внешний вид и название было очень креативными.
В 1873-ем году российский кондитер Алексей АБРИКОСОВ наладил промышленное производство карамели. Он хорошо понимал, что основные потребители карамелек - это дети, которые падки на всё необычное. Как-то Абрикосов увидел, что соседские дети играли в ресторан. Они пили морс, называя его вином и ели яблоки с булками, давая им название утончённых блюд. И тут кондитера осенило: нужно сделать детскую конфету, похожую на взрослое блюдо! Выбор пал на мясо рака, потому что в те времена это было одной из самых демократичных закусок. Его подавали и в затрапезных пивных, и в шикарных ресторанах. Кроме того, кусочек рачьего мяса бы как раз размером с конфетку.
Идея конфет «Гусиные лапки» тоже принадлежит Абрикосову. В те времена среди модниц был популярен орнамент «гусиные лапки». Примерно такой, как сейчас на платках-арафатках. Фантики с модным орнаментом не могли не привлечь внимания. Плюс ко всему неграмотных тогда было больше, и прочесть этикетку мог не каждый покупатель. А тут по фантику стало ясно, что за конфета лежит внутри.
«Раковые шейки» и «Гусиные лапки» так полюбились народу, что пережили и Российскую Империю, и СССР, а конфеты с таким названием стали производить многие кондитерские фабрики, включая казахстанские.
Любопытно, но изначально это был типично мальчишеский шоколад. Когда на фабрике Эйнема было принято решение делать шоколадки для мальчиков, то художники предложили украсить фантик сердитым карапузом с дубинкой. Он готов был поколотить каждого, кто посягнул бы на его шоколадку.
После Гражданской войны, когда советская промышленность стала поднимать старые фабрики, кто-то предложил делать для пролетарских детей лакомства, которые раньше жрали только буржуи. «А ну-ка, отними!» относилось в кондитерским изделиям премиум-класса, и было на слуху как пример чего-то очень дорогого. Примерно, как сейчас фуа-гра и хамон. К дореволюционному шоколаду «А ну-ка, отними!» советская версия никакого отношения не имеет, хотя бы потому, что в СССР это была конфета, а у фабрики Эйнема - плитка. Это всё равно, что кто-то бы из нынешних производителей продавал овсяные печеньки под названием «Орео» или «Барни». Но оригинал в то время мало кто пробовал, поэтому простой народ разницы не заметил. Тем более конфеты были очень вкусными. Вот только этикетка в идеологию не вписывалась. Как в стране где пропагандируется товарищество, можно ставить эгоистичного ребёнка, который готов бить дубинкой товарищей, лишь бы не делиться? Поэтому палку у ребёнка с фантика убрали.
После войны производство этих конфет снова наладили, и уже возникали вопросы, чего это мальчик с обёртки страдает паранойей? Тем более возникали невольные ассоциации с военным советским детством.
Так художник ЧЕЛНОКОВ предложил фабрике «Красный Октябрь» тот самый эскиз фантика, где девочка играет с пёсиком. От картинки веяло радостью и безмятежностью, что очень ценило послевоенное поколение.
Первая партия шоколадок вышла в нейтральной упаковке, только с названием. Выдвигалось предложение поставить на шоколадку картину Виктора ВАСНЕЦОВА «Алёнушка», но шоколад должен выделяться среди других, а плиток с репродукциями полотен тогда хватало.
Газеты объявили конкурс среди читателей на лучшее фото девочки, и в нём победила 8-месячная дочь фотографа Александра ГЕРИНАСА. Он снимал дочурку для обложки журнала «Здоровье» ещё 4 года назад. Окончательным аргументом в пользу именно этого портрета стал тот факт, что девочку звали Леной. Правда, фото прилично подретушировали и Лена там мало похожа на себя настоящую.
На этом сладкая космическая одиссея не закончилась. На советских прилавках появились горы кондитерских изделий с названиями, отсылающими к покорению космоса.
Самыми дешёвыми из них были помадки «Орбита», а самым дорогим - набор конфет «Космос».
С конфетами «Кара-Кум» тоже вышла забавная история. Идея выпустить такое лакомство появилась в 1950-ом году, при начале строительства Каракумского канала. Логично предположить, что конфеты с таким названием должны производиться в Туркменистане или, на худой конец, в Узбекистане, но кондитерскую промышленность там было трудно перевести на принципиально новый вид конфет, так что рассматривалась в первую очередь Алма-Ата. Во-первых, сюда в 1942-ом году эвакуировали оборудование с фабрик имени Бабаева и «Рот Фронт», а во-вторых, это всё-таки Азия, а сладкоежки не станут вдаваться в географические тонкости.
Всё изменил случай. Технолог на фабрике «Красный Октябрь» предложил рецепт конфеток с тёртым миндалём и вафельной крошкой. Они хрустели на зубах как песок пустыни, и название было единогласно отдано им. Позже рецепт передали на кондитерскую фабрику Таганрога. Там было проще обеспечить цеха миндалём. Так что настоящим «Кара-Кумом» принято считать именно таганрогский, хотя только в Казахстане его выпускают две фабрики.
Бренд сохранил старый вариант написания, через дефис. Сейчас название пустыни пишут слитно.
История же десерта не менее интересна. Своё начало она берёт в Варшаве начала ХХ века, когда кондитер Кароль ВЕДЕЛЬ, запустил забавную рекламную акцию для своей кофейни. В Польше тогда была популярна поговорка: «у них всё есть, кроме птичьего молока», и означала она абсолютно счастливую семью. Тогда у Веделя возникла идея рекламного слогана «В нашей кофейни есть всё. Даже птичье молоко». Потом оставалось только запустить в продажу десерт с таким названием.
Кстати, десерт был довольно посредственным. Он состоял из сгущёнки, желатина и ванили, а по вкусу представлял собой чуть сладковатое желе. В 1936-ом году Ведель уже владел кондитерской фабрикой, и стал выпускать конфеты под таким названием, но их рецептура значительно отличалась от советской.
В 1967-ом году министра пищевой промышленности СССР Василия ЗОТОВА на выставке в Праге угостили конфетками, которые привезла польская делегация. Министру очень понравилось «Птичье молоко», и он предложил потом наладить производство в СССР похожих, но намного лучше. А, оказывается, они уже давно были придуманы.
С 1932-го года во Владивостоке делали суфле в шоколаде, но вместо желатина использовали вытяжку из водоросли анфельции. Именно она придаёт «Птичьему молоку» незабываемый тонкий вкус и нежную структуру. Правда, назывались эти конфетки довольно скучно – «Приморские». Они и сейчас производятся там под этим названием.
Конфеты переименовали быстро, но на решение логистических вопросов по доставке агар-агара (вытяжки из водорослей) в разные регионы СССР ушло несколько лет. Зато к середине 80-ых не было советского ребёнка, который хоть раз не пробовал «Птичье молоко»
К сожалению, большинство нынешних коробок «Птичьего молока» имеют мало общего с советской легендой. Использовать агар-агар намного дороже, чем желатин, и конфетки ближе по вкусу к тем, что делал Кароль Ведель.
Потом пришли лихие 90-е, и «марсы» со «сникерсами» вытеснили советские сладкие легенды. Далеко не каждый производитель соблюдает старую рецептуру и большинство нынешних конфет похожи на советские лишь этикеткой.
Тем менее, появились новые, не менее вкусные бренды казахстанских кондитеров, и не исключено, что лет через 30 то поколение будет пускать слюнки, вспоминая жент в шоколаде и говорить, будто конфеты уже давно не те.