Педагоги требуют отставки министра
Учителя обратились к президенту с требованием отставки министра просвещения Гани БЕЙСЕМБАЕВА. Подробнее об этом пишет газета «Жас Алаш».Письмо, подписанное 136 учителями и разосланное на прошлой неделе, быстро распространилось по социальным сетям и интернет-ресурсам. В тексте письма отмечается:
«Вследствие последних изменений в образовательной сфере увеличилось внимание к образованию и науке со стороны молодёжи. Принятие закона о статусе учителя также способствовало росту числа талантливых молодых людей, выбравших педагогическую профессию. Однако деятельность Гани Бейсембаева подрывает эти положительные изменения. Его действия свидетельствуют о том, что он, как министр, ограничивается лишь пустыми словами и ложью и не способен эффективно управлять даже небольшой школой. Если такая тенденция будет продолжаться, то все положительные изменения, произошедшие за последние годы, будут уничтожены».
Учителя далее систематизировали свои замечания, разделив их на несколько пунктов. Они высказали недовольство отсутствием работы и конкретных результатов в образовательной сфере. Педагоги утверждают, что Бейсембаев использует лишь пустые лозунги, не принося конкретных результатов, и призывают к действиям. Среди изменений, на которые учителя обращают внимание, — это аттестация, содержание образования, учебные программы, а также документы, включая учебные планы. Эти изменения привели к резким требованиям, вызывающим беспокойство у учителей.
Одна из авторов письма, учительница Айнур САБЫР, отметила:
«Мы говорим о достоинствах и недостатках приказов министерства просвещения. Узнав о недостатках в сертификации, мы выносим это на обсуждение. Мы до сих пор исправляем ошибки в бесконечных учебниках «ручкой». Пока текущая программа и учебники не будут изменены, мы не можем заявить, что всё хорошо».
Нынешний учебный год оказался необычным в связи с приказом Бейсембаева, который должен был быть выпущен 5 сентября, но появился только в октябре. Преподаватели были удивлены подобной ситуацией, называя её «первым случаем начала учебного года без приказа». Это отсрочка могла быть обусловлена сокращением учебных недель.
«При внесении таких значительных изменений не учитывались мнения учителей и профессиональных экспертов. Несмотря на то что общественный совет при министерстве имеет название «совет», он, по всей видимости, действует не так, как ожидается. По утверждениям активных преподавателей, Бейсембаев руководствуется аргументами своих экспертов, не учитывая предложения и мысли тех, кто ежедневно сталкивается с недостатками в образовательной системе. Решения, принимаемые таким образом, зависят от членов кабинета министров, которые не обладают реальными данными на месте», — пишет «Жас Алаш».
Отсутствие обратной связи и открытости – основные вопросы, которые беспокоят учителей. Их раздражает недостаток обмена мнениями и информацией. На стадии вступления в должность Бейсембаев заявлял:
«Я открыт для принятия любых мнений и критики. Слова учителей не проходят мимо меня».
Однако после того как учителя выразили свои тревоги и недовольство в социальных сетях, Бейсембаев обратился в МВД и генеральную прокуратуру с жалобой на пятерых учителей в мае прошлого года. Он ссылался на их посты в социальных сетях и просил начать уголовное дело. Тем не менее дело было закрыто из-за отсутствия уголовной составляющей. Стремление министра подать на рядовых учителей через главу аппарата на судебное разбирательство, мягко говоря, вызывает недоумение и показывает пренебрежительное отношение.
В письме учителей также затрагивается другой момент. Указывается, что после жалобы, направленной МВД, на нескольких учителей и последующего давления на активистов со стороны руководства образовательных учреждений, возникли случаи преследования и увольнения педагогов.
Учитель географии Тилеккабыл НУРЫШЕВ из Западно-Казахстанской области был уволен, при этом судом было принято решение о блокировании его счетов. Другой случай связан с учителем истории Омиром ШНЫБЕКУЛЫ из Алматы, который был обвинён директором школы в разжигании межнациональной розни.
Эти факты, безусловно, требуют более детального расследования. Однако их возникновение и последующие события свидетельствуют о возросшем давлении на активистов и учителей, высказывающих свои мнения.