Ондасын УРАЗАЛИН, аким области: «Стараюсь всё делать основательно»
Что в городе десятилетиями не делалось в таких масштабах, и почему именно на это замахнулись нынешние власти?
Чем диктовались действия во время карантина?
На что аким не пойдёт никогда?
Об этом и многом другом глава региона рассказывает в эксклюзивном интервью «Эврике».
- Ондасын Сеилович! Вами приостановлен проект по расширению и углублению рек. Недавно вы заявили, что в октябре в проект внесут коррективы. Какие? Не вызовут ли они возмущение общественности, если проект претерпит лишь косметические изменения?
- С учётом общественного мнения данный проект по расширению и углублению русел рек действительно был приостановлен. Как только министром экологии, геологии и природных ресурсов был назначен Мурат Мирзагалиев, первым же поручением ему от президента Касым-Жомарта Токаева было съездить в Актобе и разобраться в ситуации.
Тогда же было принято консолидированное решение о приостановке данного проекта до внесения в него коррективов с учётом замечаний жителей города.
То, что город нужно спасти от возможных разливов рек, сомнений, наверное, ни у кого не вызывает. Работы проводились по 8 рекам, и по 6 из них они особых вопросов не вызвали. Возражения касались только Илека и Каргалы.
Когда проектировщики захотели внести соответствующие изменения, то элементарно столкнулись с тем, что изначально поставленные перед ними задачи и реальная картина на местности несколько расходились. Берега рек заросли деревьями, и они все не были учтены. То есть, по факту они есть, а документально не существуют! Поэтому довольно длительное время заняла необходимость провести учёт и инвентаризацию этих деревьев.
В части определения тех насаждений, которые необходимо было вырубить для проведения работ, общественность разделилась на несколько групп. Определённая часть высказывалась за то, что работы нужны, и их необходимо продолжать, но необходимы и коррективы, предусматривающие минимальный ущерб для природы. Другая часть категорически выступала за то, чтобы там вообще ничего не делать. Мы попросили проектную организацию максимально учесть пожелания одной и другой стороны. Ждём в октябре окончательный вариант проекта.
После того, как проект будет предложен к рассмотрению, мнение общественности обязательно будет учтено.
Дорогу осилит идущий. И ремонтирующий
- Масштабный ремонт дорог, проводимый этим летом – это месяцами перекрытые улица Арынова, проспект Санкибай батыра, объездная дорога в районе нового моста через Илек, ужасные стыки старого и нового асфальта практически по всему городу. Периферийные улицы ремонтируются абы как. Социальные сети пестрят возмущением горожан.
- Когда не делаешь – плохо, когда делаешь – ещё хуже. Так получается?
Думаю, вы согласитесь: таких широкомасштабных работ (по среднему и капитальному ремонту) никогда не было. С учётом пожеланий жителей и исходя из наших финансовых возможностей, список улиц мы увеличили – их в нём уже больше 100. Обычно власть критикуют за то, что она ремонтирует только центральные улицы и въездную в город группу. Согласитесь, в этом году мы постарались включить в ремонт не только улицы исторических районов города (Курмыш, Оторвановка, Жилгородок), но и проложить на них тротуары и провести освещение. То есть то, чего там раньше вообще не было!
В любой деятельности я стараюсь делать всё основательно и системно. Если делать – то делать.
С учётом масштабности дорожных работ ясно, что уложиться в один месяц невозможно. Поэтому, естественно, возникли определённые неудобства, когда перекрывают дороги.
- Самые большие нарекания по проспекту Санкибай батыра и улице Арынова. Их надолго закрывали.
- Долго почему – такого количества коммуникаций, непонятно кем и как проложенных, я не видел. Особенно – от кольца 12-го микрорайона до улицы Газизы Жубановой. Это – та часть айсберга, которую люди не видят, а подрядчик тратит очень большие ресурсы (в том числе и временные), чтобы решить этот вопрос. И решить качественно. Во всяком случае, компания «Ассана-Дорстрой» достаточно добросовестно подошла к этому вопросу. Теперь они дальше продолжают двигаться по проспекту Санкибай батыра.
По улице Арынова. Там тоже, если вы обратили внимание, была обычная, разбитая улочка на Москве. Сейчас она превратилась… А что я, собственно, рассказываю? После нашей беседы съездим с вами и вместе посмотрим.
Вы заметили, что «московские» улицы, расположенные параллельно Арынова, мы тоже асфальтируем? Например, улицу Пушкина.
- Чтобы разгрузить её?
- Нет. Она была достаточно разбитой. И мы, для того, чтобы перекрыть на ремонт улицу Арынова, сделали и её.
Что касается стыков асфальта на пересекающихся улицах – работы на них ещё не завершены. Только после того, как будет положен верхний слой, - щебёночно-мастичный асфальто бетон, - мы получим ту картину, которая должна быть. Дорога считается завершённой, когда, помимо того, что уложен верхний слой асфальта, по нему сделана разметка, установлены дорожные знаки, нанесены пешеходные переходы и другое. Многие проекты включают в себя тротуары и освещение.
Для того, чтобы не создавать автомобильный коллапс, мы были вынуждены, уложив твёрдое покрытие, открывать движение на этих улицах. Если вы обратили внимание, на проспекте Абилкайыр хана и улице Богенбай батыра вначале было проведено фрезерование проезжей части, уложено твёрдое основание - и только после этого мы время от времени открываем движение. И сейчас, после укладки щебёночно-мастичного асфальтобетона, появилась дорожная разметка. Таких работ по городу предстоит провести ещё очень много. Мы замахнулись на то, что копилось годами и раньше не делалось. На этом мы не собираемся останавливаться – работы на наш век ещё хватит.
- Живите долго!
- Спасибо.
Работы на самом деле хватит. Не только в городе, но и в тех населённых пунктах, которые относятся к областному центру. Много вопросов по Жилгородку, много улиц не доделано на Шанхае, немало нужно сделать на окраинах города.
Стоят вопросы по «пробитию» магистральных автострад, которые будут иметь выход на Северный и Южный обходы.
- Не планируется ли целиком кольцо замкнуть вокруг города?
- Планируется. Мы сейчас Южный обход соединим с Северным – это работа ведётся, если видели. Дорога через новый Илецкий мост через Заречный выходит на хромтаускую трассу. Транспорт, идущий со стороны Хобды и Уральска, не будет заходить в город, а пойдёт по объездной дороге мимо Ново-Альджанского элеватора через мост на 41-м разъезде. Эта вся дорога называется Южный обход.
Северный обход идёт с мартукской трассы и соединяется с Южным в районе пересечения с хромтауской трассой.
Мы сейчас проектируем дорогу, западный обход которая соединит мартукскую трассу с хобдинской. Вот тогда будет полное кольцо вокруг города, и никакой большегрузный транзитный транспорт в Актобе заходить не будет. Но для фур, которые везут грузы в город, мы в этом году предусматриваем построить дорогу в промзоне, чтобы они не загружали трассу «Западная Европа – Западный Китай». На промзоне находится громадное количество предприятий, использующих большегрузный транспорт.
Актюбинский карантин называют одним из самых либеральных
- Самостоятельны ли вы в принятии карантинных мер, либо все указания спускались сверху? Как объяснить множество нелогичных действий, предпринятых санитарно-эпидемиологической службой? Например, одно из самых странных решений – ограничение работы магазинов и прочих представителей сферы услуг во времени. Тем самым, наоборот, создавалось большое скопление людей в одном месте в жёстко определённый интервал времени. Или введение разрешительных справок для поездок на дачу на личном автотранспорте - и отмена этих справок уже через несколько дней.
В то же время карантинный режим в Актюбинской области был едва ли не самым либеральным в стране.
- Давайте мы будем исходить из того, что мы – единое унитарное государство. Все прекрасно знают, что постановления главного государственного санитарного врача республики обязательны для исполнения всеми лицами. Нравится мне это или нет – оспаривать не приходилось.
В то же время, если есть возможность принять то или иное решение в рамках местных исполнительных органов, мы их принимаем. Вы отмечаете, что карантин в Актюбинской области был едва ли не самым либеральным в республике. Мы старались максимально пойти навстречу как представителям бизнеса, так и населению. С одной стороны, обеспечить безопасность, с другой – дать людям возможность работать и зарабатывать. Все наши действия диктовались этими интересами. При всём этом за нарушение масочного режима и социального дистанцирования накладывались штрафы.
Кто портит воздух?
- Не кажется ли вам странным, что на протяжении долгого времени власти не могут установить источник зловония в городе? Основным загрязнителем атмосферы называются канализационно-очистные сооружения (КОС), но бывший «Акбулак», которому они принадлежат, отрицал их причастность к зловонию. Бытует мнение, что городской воздух загрязняют вовсе не КОС, а крупные заводы – АЗФ и АЗХС.
На сессии областного маслихата вы заявили, что в течение полутора лет КОС модернизируют на заёмные деньги. Ведётся ли работа с другими источниками загрязнения воздуха?
- Во-первых, по моему поручению акимом города совместно с общественностью были проведены замеры по определению источников зловония. Выявлены 11-12 предприятий, портящих нам воздух. Но основной источник – устаревшие канализационные системы.
Давайте, наверное, брать во внимание, что город стремительно вырос. Население увеличилось фактически в 2 раза, а сети, с одной стороны, устаревшие, с другой, город разбросан по протяжённости, и не всё было учтено при проектировании. Это потребовало от нас модернизации всей системы канализационной очистки, в первую очередь – самого его ядра. По нему я могу сказать подробно.
Правительство поддержало нашу просьбу об оказании содействия в финансировании данного проекта. Силами области (а тем более – города) достаточно сложно всё это сделать. На сегодняшний день «Казахстанский центр модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства» разрабатывает ТЭО по реконструкции и развитию 53 канализационно-очистных сооружений по всей стране. Оно финансируются за счёт средств международных финансовых организаций. В нашей области реконструкция будет осуществляться на деньги «Европейского банка реконструкции и развития».
На данный момент наше ТЭО находится на рассмотрении в госэкспертизе, оно завершится осенью. Предварительная стоимость проекта – порядка 16.000.000.000 тенге. После получения положительного заключения госэкспертизы будет разработана проектно-сметная документация. Начало работ мы планируем в конце 1 квартала будущего года. Года полтора они займут. В строительстве примут участие не только казахстанские фирмы, но и зарубежные.
Данный вопрос находится на контроле у главы государства. Во время последней моей с ним встречи одним из обсуждаемых вопросов был запах в Актобе. Касым-Жомарт Кемелович Токаев приезжал в наш город в прошлом году и при встрече с жителями города этот вопрос был озвучен. По его поручению началась ускоренная разработка механизмов финансирования данного проекта. Думаю, по завершению этого проекта мы вопрос с запахом решим.
Но локально сегодня акимат города использует определённые химреагенты, чтобы на какой-то период снизить накал по данному вопросу.
«АЗФ и АЗХС мы убрать не можем»
- Как известно, создание рабочих мест никогда не обходится без расширения старых и создания новых производств. Город развивается. Но проблемы экологии и чистого воздуха с каждым годом всё больше выходят на первый план у жителей города. Есть ли понимание разумного подхода к балансу между производством и экологией? К примеру, какое бы производство вы не открыли бы в Актобе никогда?
- Лично мне, как человеку, который родился и живёт в этом городе, не хотелось бы, чтобы в Актобе возникали предприятия, которые бы мешали жить мне и моим детям, соседям и друзьям.
- Допустим, завтра придёт какой-нибудь предприниматель или промышленная группа и предложит построить экологически грязное производство. Например, цементный завод. Пойдёте на это?
- Во-первых, вокруг города нет таких месторождений, на базе которых могли бы построить цементное производство. Оно есть в нашей области, но далеко, в Байганинском районе.
Во-вторых, сейчас существует множество современных технологий, которые минимизируют данную проблему.
В-третьих, даже если какой-то проект будет разрабатываться, то, чтобы получить заключение на его выполнение, инвестор должен соблюсти экологические нормы и требования.
Понятно, что те же АЗФ и АЗХС на момент их постройки, казалось бы, стояли на определённом расстоянии от города. Но Актобе разросся до такой степени, что жилые массивы протянулись к заводам. Этот процесс складывался не один год – проблемы Махамбетовки или ВОХРы тянутся с советских времён. Эти производства мы убрать не можем – там, элементарно, работает значительное количество людей. Другое дело - минимизировать тот экологический урон, который они наносят окружающей среде. Эта задача поставлена перед руководством данных предприятий.
А что касается создания новых предприятий, могущих нести реальную экологическую угрозу – думаю, этот вопрос исключён. Ни общественность, ни руководство области на такие вещи никогда не пойдёт.
Водные процедуры
- Изучался ли вопрос достаточности в городе, который планируется увеличить до миллионника, пресной (питьевой) воды?
- Вопрос стоит достаточно остро. На сегодняшний момент есть 4 крупных водозабора, которые обеспечивают город питьевой водой.
Мы исходим из того, что сегодня нужно использовать возможности Кундактырского водозабора – там разбуриваем и хотим подключить до конца года 8 скважин. Почему? Потому что вода нужна как для питья, так и для использования коммунальными предприятиями.
Начали доразведку подземных вод в Сарыбулаке, находящемся в 6 километрах от Кундактыра. Мы хотим их потом соединить единым водоводом и привести в город достаточное количество воды. И параллельно начали разработку Моисеевского месторождения подземных вод.
То есть, если объединить Сарыбулакское и Моисеевское водохранилища, думаю, лет на 40 решим вопрос с водоснабжением нашего города.
Параллельно идёт работа по расширению Илекского водозабора – будет пробурено 14 водяных скважин и построено 11 километров водоводов.
То, что можно решить в этом году, – делаем. На следующий год, думаю, по Сарыбулаку мы завершим, и воду в город будем протягивать года через 2-3.
Из 2.000.000.000 тенге футболистам «Актобе» достаётся меньше половины
- Часто ли вас критикуют за выделение львиной доли спортивного бюджета области футбольному клубу «Актобе»? Согласитесь, 2.000.000.000 тенге в год для клуба, не играющего в премьер-лиге, очень даже неплохо. Вместе с тем, известно, что вновь стоит задача выведения клуба из государственной собственности. Если не найдутся желающие приобрести клуб в собственность, какие рассматриваются варианты его будущего?
- Насчёт 2.000.000.000 тенге. В структуру футбольного клуба «Актобе» входят несколько подразделений. Основная и дублирующая команды, мини-футбольный клуб, который, кстати, сейчас будет играть на европейском уровне, юниорская команда по мини-футболу, 2 женские команды, футбольный центр, где обучаются более 700 детей. Непосредственно на саму команду расходуются 870.000.000 тенге.
Нынешнее руководство клуба заполучило его с большими долгами. И из клубных денег определённая часть пошла на их погашение. Кроме долгов перед игроками и различными поставщиками были долги и по налогам.
Эта информация открытая – я специально сделал её такой по всем предприятиям, находящимся в коммунальной собственности. В футбольный клуб «Актобе» или аэропорт ввёл независимых директоров. Это может кому-то нравиться или нет, но они контролируют эту работу, а финансы достаточно прозрачны.
Сейчас клуб рассчитался со всеми долгами, включая налоги.
На сегодняшний момент перед ФК «Актобе» поставлена задача вернуться в премьер-лигу. У футболистов не самая высокая зарплата среди аналогичных казахстанских команд. И тем более, с учётом сложившейся ситуации, на период пандемии они сократили свою зарплату на 50%.
ФК «Актобе» - всё же наша гордость. Больше половины игроков – местные ребята.
По приватизации. Клуб входит в программу правительства по разгосударствлению. И это случилось не сегодня.
- Опыт передачи клуба в конкурсное управление Самату Смакову неудачен?
- Пусть об этом судят болельщики. Я принял решение в тот момент, считая, что новое руководство будет более эффективным. Данное решение было принято когда? Фактически, когда наш клуб уже вылетел из премьер-лиги.
- Вылет из премьер-лиги – повод или причина смены руководства?
- Скорее – следствие. Судят-то по результату. Изначально была поставлена задача – остаться в премьер-лиге. Она не выполнена.
По поводу перспектив клуба я исхожу из следующего. Если, действительно, клуб будет выставлен на торги, то тут только один критерий – купить тот, кто даст большую цену.
Добавлю, что недавно Глава Государства в своём Послании народу определил задачи, связанные с профессиональными спортивными клубами. В этом отношении мы тоже будем работать.
У нас очень сильно развито движение, которое поддерживает футбол. Сам не раз был свидетелем того, как аксакалы в отдалённых районах весь прошлый год мне задавали вопросы относительно клуба. Выяснилось, что в дни матчей на Центральном стадионе эти пожилые люди бросали свои дела и из Иргиза или Карабутака на такси приезжали в город. Это – часть их жизни.
Два театра вместо одного
- В городе существует драматический театр. Он – один, но в нём уживаются 2 труппы, которые делят одну сцену. Причём, одна из них (казахская) развивается гораздо лучше. Там и актёров больше, и режиссёров, и постановок. Может, русский театр выделить и отдать его на баланс городу?
- Вот как раз к этому и идём. Дело вот в чём. Не так часто (когда удаётся) я хожу на премьерные показы. Видел постановки и одной, и другой труппы, и исхожу вот из чего.
Было время, когда в театре была только одна труппа – русская. В 90-х годах появилась и казахская.
Исходя из того, что город растёт, а население перевалило за полмиллиона, духовные запросы людей тоже растут, мной было вынесено предложение о строительстве ещё одного театра, по завершению которого эти две труппы будут разделены.
- Казахская труппа переедет в новое здание, а русская останется в прежнем?
- Примерно так.
- Организационная принадлежность останется прежней, обе будут подчиняться управлению культуры?
- А что они выиграют, если одна станет финансироваться из областного бюджета, другая – из городского?
- А где будет строиться новый театр?
- Принципиальное решение по строительству принято. По месту его расположения мы считаем, что его логическое расположение должно быть удобным, и здание призвано украсить город. Место подбирается с учётом этих требований. Есть варианты - со стороны аэропорта и на «Батысе».
- В любом случае, это вопрос не завтрашнего дня?
- Думаю, до конца года примем решение и со следующего начнём строительство.
Я не зря в нашем с вами разговоре затронул тему духовных запросов. Актюбинск заслужил, чтобы у людей была возможность их удовлетворять. И поэтому я поставил задачу перед руководством города о строительстве областной библиотеки. Нужна современная, компактная библиотека. И в память Алии Молдагуловой мы хотели бы возвести мемориальный комплекс. Но не статичный музей, а место досуга молодёжи.
Почему бывшие аким области и мэр города вернулись в Актобе?
- Можно ли сказать, что теперь вся команда, вся вертикаль власти в области и городе одна, уразалинская? Сейчас и областной, и городской акимы – актюбинцы. Есть ли дополнительная ответственность и понимание серьёзности ожиданий населения?
- Вертикаль власти, во-первых, определена нашим государственным устройством и регулируется законодательством.
Действительно, многих сотрудников, в том числе акимов и руководителей управлений я назначил из числа уроженцев нашей области. Но это не было самоцелью! Это больше желание найти резервы среди молодых управленцев. Давайте исходить из того, что кого бы ты ни назначал, к нему должна быть определённая степень доверия. А доверяешь тем людям, которых знаешь. Либо эти люди учились с тобой, либо работали. Вопрос команды неизбежен в любом государстве. Абсолютно чужого, постороннего человека, которого не знаешь, очень сложно назначить. Хотя это существует и людей назначают через конкурсы, тестирование. Но при всём при этом ты всё равно наведёшь справки об этом человеке, узнаешь, каков уровень принятия им управленческих решений, компетенции, моральные качества. Только после этого принимаешь окончательное решение.
- При вас бывшие руководители вернулись в город и занимают ответственные посты: бывший аким города Бекбол Сагын стал руководителем управления финансов, а экс-аким области Ермек Имантаев возглавил СПК «Актобе». Они вернулись по своей инициативе, вы их пригласили или их кандидатуры были предложены (навязаны) вам влиятельными людьми из столицы?
- Что касается Бекбола Сагына и Ермека Имантаева, то они сами изъявили желание вернуться в город и поработать здесь. Естественно, я предложил те должности, на которых посчитал, что они будут максимально эффективными. Но никто мне их не навязывал, влиятельные люди из столицы – тем более.
- Ваш бывший заместитель Руслан Мамунов оказался под следствием. Назначенный вами акимом города Мавр Абдуллин менее чем через год покинул пост. Ваш первый заместитель Рахат Садыков тихо ушёл с должности – об этом даже не сообщалось. Двое последних, якобы, ушли по собственному желанию. Вы долго подбираете команду и часто ли ошибаетесь в людях?
- По Руслану Мамунову идёт следствие, и его вину определит суд. Дело касается четырёхлетней давности, он тогда в нашем акимате ещё не работал. Что касается Мавра Абдуллина и Рахата Садыкова… Несмотря на то, что они покинули свои посты, эти люди продолжают пользоваться моим доверием. Другое дело, когда по работе возникают некоторые вопросы, то принимается какое-то определённое решение. В данной ситуации Мавр Абдуллин и Рахат Садыков приняли свои решения по собственному желанию. По-человечески они остаются не чужими мне людьми.
«Поддержка президента необходима»
4 сентября Ондасына УРАЗАЛИНА принял президент страны Касым-Жомарт ТОКАЕВ.
Как сообщает сайт Главы Государства, аким Актюбинской области представил план развития региона, реализация которого позволит шире использовать возможности региона для полного обеспечения западной части Казахстана продовольствием. В частности, предполагается увеличение объёмов заготовки кормов, расширение площади орошаемых земель, внедрение новых технологий в производство.
- Что касается наших инвестиционных возможностей, транспортно-логистического потенциала, наших планов по развитию тех или иных отраслей экономики, поддержка со стороны первого руководителя всегда очень важна и необходима, - сообщил «Эврике» Ондасын Уразалин.
Виктор ГЕРБЕР, gerberevrika@gmail.com