Охота на номера

Только по официальным данным на дорогах страны сейчас колесят более 80 тысяч неучтённых автомобилей. Причём большинство машин давно сняты с учёта в России, но в Казахстане так и не зарегистрированы. Это осложняет поиск владельца авто в случае ДТП. Даже если полиция задержит нарушителя, тот отвечает, что это не его машина.
– Какое техническое состояние у этих машин, никто не знает, – прокомментировал ситуацию министр внутренних дел Ерлан ТУРГУМБАЕВ. – Ни профильное министерство, ни МВД. Поэтому сейчас проводится профилактическая разъяснительная работа. Часто автовладельцы авто говорят, что это не их машина, а друга из России, который разрешил поездить. Но на сегодняшний день, в соответствии с официальным запросом, мы получили список на 80 тысяч транспортных средств из РФ, что данные средства по договору купли-продажи сняты с учёта.
Бомбы на колёсах
Спорная ситуация сложилась из-за двух противоречивых статей в законодательстве.
Согласно правилам ЕврАзЭС, для автомобилей стран-участниц внутри Союза не требуется выплата пошлин, таможенных сборов и какой-либо регистрации. А по законодательству РК регистрация всё-таки требуется, и чтобы поставить машину на казахстанский учёт, необходимо выплатить солидную сумму, превышающую стоимость самого автомобиля.
Похожая ситуация сложилась два года назад с автомобилями из Армении, но на время пандемии водителям дали отсрочку. Но, если за армянскими машинами отправлялись в основном люди с высоким и средним достатком, чаще всего семейные, которые имеют большой опыт в вождении и внимательно следят за дорогой, то автохламом из России нередко интересовалась молодёжь, просто мечтающая о любой тачке, «бомбилы», которым жаль таксовать на приличной машине, и прочий неблагополучный контингент. Небогатые водители экономили на ремонте автомобиля, в том числе и на безопасности. Неудивительно, что такие машины чаще попадают в аварии с трагическими последствиями.
Сколько верёвочке не виться
Пик ввоза российских авто пришёлся на 2015 год. Тогда из-за обвала рубля цены на российский автопром стали смешными. В среднем «Лада» на ходу стоила 1,5 млн тенге, некоторые «счастливчики» умудрялись найти тачку и за 300 тысяч. Само собой, состояние важных узлов такого транспорта оставляло желать лучшего.
Проблему с документами решали быстро. Прежний владелец просто писал доверенность, а новый хозяин обещал исправно платить налоги в российскую казну.
После того, как границы закрыли, казахстанцы стали платить налог реже, а то и вовсе не платили. В свою очередь россияне сняли с учёта свои «ласточки». В результате машины остались бесхозными. В лучшем случае, из документов имеется просроченная доверенность и страховка, в худшем – «джигиты» не заморачиваются даже этим.
Из-за такого стечения обстоятельств лихачи с российскими номерами долго оставались безнаказанными и почувствовали вседозволенность. Камеры исправно фиксировали ПДД, но призвать виновника к ответственности не всегда получалось.
Впрочем, некоторые водители и рады бы поставить российские машины на учёт, но это выливается в солидную сумму. Легализовать потрёпанную «Ладу» можно минимум за 1,5 – 2 млн тенге. Проще отправить авто на запчасти.
В соцсетях уже появилась услуга, позволяющая обойти новые правила. Автомобиль просто грузят на эвакуатор, чтобы полицейские не задержали его по дороге, везут в Россию, выправляют там документы и возвращают обратно владельцу. Но даже это не устраивает водителей. Услуга тоже стоит недёшево.
Мы пришли не бунтовать
Во вторник актюбинские владельцы машин с российскими номерами собрались перед областным акиматом. Они потребовали от властей поставить автомобили на казахстанский учёт по льготным тарифам. Большинство считает, что адекватдная сумма за это – 42 500, то есть прожиточный минимум.
С митингующими встретились полицейские и аким города. Водителей пригласили в актовый зал «Нур Отана».
– Мы собрались тут не ругаться, не затевать бунт, а для того, чтобы прийти к компромиссу, – заявил полицейским лидер протестующих. – Мы согласны платить налоги в казну страны, так пойдите же нам навстречу. Сейчас требование закона просто невыполнимо. Границы закрыты, и мы не можем поехать туда и встать на учёт. Регистрация иностранных автомобилей, кроме больших средств, требует соответствия евростандартам, ни одна из бюджетных машин его не пройдёт. Разрешите владеть автомобилем хотя бы без права продажи, а уж мы его быстро зарегистрируем и будем платить налоги. Этот вариант выгоден и вам, и нам.
Стражи порядка и власти города пообещали рассмотреть этот вариант, но проблему на местном уровне решить не удастся.
С таким же требованием к властям обратились столичные автолюбители. Теперь судьбу автомобилей с российскими номерами будет рассматривать на уровне министерства.
Но для водителей уже есть хорошие новости. Заместитель председателя Комитета административной полиции МВД Серик ТУСУПОВ заявил, что с сегодняшнего дня автомобили с российским учётом без причин останавливать не будут.
С 9 го ноября их могут остановить только при нарушении ПДД.
Если сотрудники полиции без причины остановят машину, можно звонить в службу "102" или в сall-центры по номеру: +7(708) 382-13-76.