Главный учитель учителей
«Эврика» продолжает публиковать отрывки из автобиографического эссе Елеусина САГИНДИКОВА «Лезвие истины».«Работа на ниве педагогики познакомила меня с замечательным, добрейшей души человеком - Шамшой Беркимбаевой. Я уже ранее писал о нашей совместной работе в министерстве и представил её как большого профессионала своего дела, теперь хотел бы подробнее остановиться на её человеческих, душевных качествах.
Мы вместе с Шамшой Копбаевной работали заместителями министра у Шайсултана Шаяхметова, естественно, у каждого заместителя был свой участок работы. Но мы ни в коем случае не делились, цель у нас была одна - повысить качество как воспитательной, так и обучающей части образования.
Раньше все учебники и методические пособия готовились в Москве, на местах их только переводили. Теперь наша задача состояла в том, чтобы не только разработать концептуально новые учебные пособия, но и максимально адаптировать их под казахстанскую модель образования. Скажу сразу, мы не договаривались и даже не обсуждали границы наших рабочих отношений, как-то само по себе получилось, что мы без какой-либо аппаратной борьбы или подковерных интриг нашли общий язык, просто совместно делали одно дело.
В этот период был заложен фундамент новой образовательной системы страны, повсеместно открывались технические лицеи, гимназии, авторские школы и, как самое большое наше достижение в образовании - казахско-турецкие лицеи. Скажу прямо, очень много было скептиков, много было критиков и критиканства, наши оппоненты утверждали: дескать, зачем нам ещё и казахско-турецкий лицей? Они не приживутся, да и лишние они… Но время показало обратное. Казахско-турецкие лицеи доказали свою состоятельность. Сегодня они являются флагманом образовательной системы страны.
Шамша Копбаевна занималась в большей степени воспитательным процессом, его модернизацией и интеграцией в новое время. Под ее руководством в работе министерства не было простоев или циклов, когда снижался ритм работы, даже в том случае, когда возникали споры или недопонимания, Шамша Копбаевна принимала только взвешенные и справедливые решения.
Ей был чужд мелочный аппаратный меркантилизм, все её решения основывались только на железной логике, здравом смысле и справедливости.
В тот период остро стоял вопрос о создании отечественной историографии. Можно сказать, что не только не было учебников, не было самой традиции обучения отечественной истории. Историческая наука замкнулась на изучении идеологизированной истории СССР, где если и уделялось место истории Казахстана, то очень незначительное. Поворот в сторону изучения и создания учебников истории Казахстана был осуществлён непосредственно под руководством Беркимбаевой.
Это она организовывала научные конференции, где выработалась новая траектория обучения согласно национальной педагогической традиции. Как куратор воспитательного процесса школы, она создала программу «Атамекен», которая нашла распространение во всех школах страны, и нынешнее «Краеведение» является её законным продолжателем.
Программы, созданные ею, способствовали культивации и пропаганде жизни наших предков, это она возродила в учебниках истории имена цвета казахской интеллигенции, расстрелянной в безжалостной мясорубке репрессий тридцатых годов.
Даже у истоков интеллектуальных школьных игр, таких как «Қызсыны», «Жігіт сұлтаны», «Сиқырлы қазан» стояла она.
Будучи депутатом Сената Парламента Республики Казахстан, она неизменно отстаивала национальные и государственные интересы.
Позже она возглавила Казахский национальный женский педагогический университет (бывший ЖенПи), и если есть пример служения обществу и стране, то это жизнь Шамши Копбаевны. Я считаю, что политическое и педагогическое наследие государственного и общественного деятеля Шамши Копбаевны будет востребовано и в полной мере изучено историками будущего…
После продолжительной болезни Шамша Беркимбаева скончалась весной 2022 года. Она сама, полная цветущего оптимизма, олицетворяла своим характером весну…».