"Если ученик в школе не научится творить, то в жизни он будет только подражать"
Преподаватель с 30-летним стажем Николай БОРОВЕЦ возмущён тем, что в школах похоронили предмет «Черчение» и совсем не занимаются профориентацией выпускников.Образование имеет стратегический приоритет над всеми без исключения сферами деятельности государства. Система образования, в прямом смысле слова, формирует личность, играет решающую роль в формировании нового поколения профессиональных кадров. Сегодня необходимо обратить самое серьёзное внимание на подготовку школьников к дальнейшему определению их в жизни с точки зрения выбора профессии. Необходимо изменять подходы к трудовому обучению, дополнить среднее образование всеобщим профессиональным образованием, т.е. всем молодым людям до начала трудовой деятельности предоставить возможность овладения профессией. Для трудовой подготовки учащихся необходимо проводить профориентацию, изменить программы обучения и возобновить деятельность учебно-производственных комбинатов. Необходимо тщательно проанализировать предшествующий и современный опыт организации работы учебно-производственных комбинатов.
- После 12 лет работы на заводе «Актюбрентген» меня направили мастером в УПК. Если кто помнит, в восьмидесятые годы были создали межшкольные учебно-производственные комбинаты (МУПК), где старшеклассники постигали раз в неделю рабочие профессии. То есть, приходили мальчики и девочки и выбирали профессии по душе, азы которых хотели постичь…
- Постойте, как это «выбирали»?! У нас в школе старшеклассники изучали «Автодело», учились водить старенький «ГАЗ-51». А как раз на нашем классе это дело и отменили. Нас привели в УПК-2, пообещав, что нас там выучат на водителей. Но тогда в УПК выбора особенно не было и учили ребят только одной специальности – слесарь механосборочных работ.
- Но с каждым годом количество предлагаемых ребятам профессий значительно увеличилось. А в УПК-1 таких профессий было 8 и уже в 1995 году увеличилось до 12 профессий. Поэтому ребята с разных школ и разных классов выбирали свою профессию и с удовольствием занимались и учились азам выбранной профессии. К сожалению, в 1998 году УПК были закрыты и вот спустя 25 лет в министерстве приняли решение возобновить работу УПК.
Сегодня необходимо, чтобы каждый выпускник школы находил более полное применение своим интересам, склонностям, не терял напрасно время, силы (да и средства) в поисках своего места в системе общественного производства, на котором мог бы получить удовлетворение от своего труда. Профориентация должна не просто помогать школьникам в выборе профессии, а научить их самостоятельно "выстраивать" профессиональную карьеру, принимать ответственные решения в течение всей трудовой жизни. Таким образом, необходимо создать и развить систему профессиональной ориентации и социальной адаптации старшеклассников. Ведь, окончив школу и обучившись на профиле УПК, выпускники школ уже будут владеть основами профессии и смогут устроиться на работу по выбранной специальности. А также продолжить обучение в колледже или университете по уже выбранной специальности.
Образование всегда сталкивалось с множественными проблемами на своём пути. Нелегко создать здоровую систему образования. В первую очередь в образование пытаются внедрить новые понятия и методы. Которые часто заимствованы с Запада и не совсем подходят нашей системе обучения. Смешивание элементов разных систем обучения приводит к внутреннему конфликту и снижению эффективности в обучении.
Ещё одна проблема заключается в том, что все нововведения в образовании, не тестируются, а сразу внедряются на практике и сразу в масштабных размерах. Так, после объединения предметов «Технология» и «ИЗО» образовался предмет «Художественный труд». Для реализации новой программы потребовался учитель, который должен знать основы конструирования, макетирования и моделирования технических изделий, а также технологию изготовления и различные способы обработки материалов. Должен уметь рисовать графические и живописные работы, изготавливать изделия способом плетения, выжигания и выпиливания, изготавливать предметы национального быта. А также изготавливать куклы и декорации для кукольного театра, настольные игры и модели транспортных средств. Уметь выполнять столярные и слесарные операции ручным и механическим способом, выполнять работы на сверлильном, токарном и фрезерном станках. Ремонтировать и обслуживать эти станки. Подготовить специалиста такого широкого профиля очень сложно, потому что один человек должен быть одновременно и хорошим художником, и хорошим технологом, а также токарем, слесарем и электриком. И вообще, по силам ли одному человеку в совершенстве владеть всеми требованиями и умениями, которые заложены в программу предмета «Художественный труд»? Ведь чтобы чему-то научить, надо быть в этом направлении настоящим мастером и самому в совершенстве уметь выполнять то, чему следует научить учеников.
А самое главное, - надо организовать работу так чтобы каждый учащийся выполнил работу от начала до конца, а не изготавливал бы какую-либо отдельную часть изделия, работая в группе. Надо всегда нацеливать учащихся на то, чтобы они могли примерно оценить свою работу, сравнивая собственное изделие с образцами, выполненными на «отлично». Так ученики знакомятся с понятием «качество». Но это сегодня трудно реализовать, так как оценки отменили, а выставляются просто зачёты за полугодие. А это не сильно мотивирует учащихся работать качественно.
После объединения предметов обнаружилась проблема. Не все технологи хорошо умеют рисовать, а художники не владеют опытом работы на станках и не знают технологических приёмов работы. А поэтому программа, направленная на формирование художественно-технологических знаний, умений и навыков в различных видах творческой деятельности и развитие конструкторских способностей, столкнулась с массой трудностей. И самое главное, что в учебниках по «Художественному труду» абсолютно отсутствует обучение технологическим приёмам и операциям. Подразумевается, что всё это ученики умеют и знают, а также могут правильно организовать свой труд. И сегодня планируется с нового учебного года вернуться к старой форме трудового обучения и вернуть предметы «Технология» и «Изобразительное искусство».
Непродуманная реформаторская чесотка, которой перманентно страдают высшие функционеры от образования, наносит непоправимый вред, как самой образовательной системе, так и молодому поколению казахстанцев. Ни одна реформа не доведена до конца, и никто не понес ответственности за бездумно и неэффективно потраченные средства. Нет анализа положительных и отрицательных результатов от нововведений. Наконец, следует констатировать, что общий уровень образования снижается на протяжении всех последних лет.
Давайте кратко познакомим с нашим собеседником. Николай Боровец окончил строительный техникум по специальности «техник-строитель». После службы в армии работал на ПО «Актюбрентген» и прошёл путь от слесаря до мастера участка. Увидел объявление о курсах токарей – выучился на токаря. В 1991 году был направлен мастером производственного обучения в МУПК-1, а с 1993 года работал замдиректора по УПР.
После закрытия УПК работал учителем в средней школе №22, преподавателем в ПЛ 1 и завотделением в колледже нефти и газа. В юности занимался в автомодельном кружке, является чемпионом Казахстана по автомодельному спорту. Последние 10 лет работает в городском центре технического творчества и ведёт кружки декоративно-прикладного искусства и автоконструирования в СШ № 3. Заочно окончил Самарский университет, где выучился на инженера-электрика. Уже имея опыт работы за плечами и категорию педагога высшей категории, окончил университет им. Баишева по специальности «педагог-психолог». Кроме тех профессий, которые получил в вузе, он также овладел профессиями электромонтажника, токаря, фрезеровщика, столяра, чертежника-конструктора. В свободное от работы время занимается живописью.
А в 2023 году предмет «Графика и проектирование» полностью убрали из школьной программы. И теперь абитуриентов, поступающих на «Дизайн» и художественно–технологический факультет вуза, не принимают из-за отсутствия оценки по «Черчению». А это значит, что скоро в школах не будет хватать учителей «Технологии» и «Изобразительного искусства».
Признаться, рассчитывал, что Николай Степанович расскажет о проектах и моделях, которые он создаёт вместе с детьми. В двух словах рассказал – впечатляет, и более подробно к этой теме мы вернёмся в следующий раз. Но Боровец предпочёл рассказать о наболевшем – о том, что творится с трудовым обучением и вообще с учебным процессом в школах и колледжах. По его мнению, не готовят парней и девчат к взрослой жизни.
- В жизни каждого молодого человека наступает момент, когда он должен определить свой путь, выбрать профессию. Кем быть? Этот вопрос ставит перед подростком не школьный учитель, а сама жизнь. Сколько теряет общество от того, что многие юноши и девушки выбирают профессию «на авось»: это и потери на обучение людей, которые никогда не будут работать по своей специальности, и потери от текучести рабочей силы в связи со сменой профессии, и многое другое, - говорит Николай Боровец.
У нас не совсем понятно, чем именно должна заниматься школа. Кто-то считает, что она должна учить (но не понятно, конкретно чему); кто-то считает, что она должна воспитывать (но не понятно, что именно), но точного ответа, никто не может дать.
А школа – это фундамент жизни каждого человека; многие именно в школе получили то, что позволило им впоследствии выстроить на этой основе всю свою жизнь. Школа должна сделать так, чтобы ученику было интересно в ней учиться и интересно жить в целом. Но чтобы сделать это, нужна большая и системная работа по улучшению школы, как общественного института. Эти преобразования, помогут улучшить качество обучения и дадут ученикам новые и широкие возможности для построения своей будущей жизни. Основная задача школы – помочь человеку построить основу для своей будущей жизни, которая должна быть успешной и интересной одновременно. В школе должна появиться новая фигура — консультант по профессиональной ориентации. Это специалист с высшим педагогическим образованием. Он хорошо знает возрастную психологию, медицину, технику выявления индивидуальных особенностей, требования, предъявляемые различными профессиями, потребности в кадрах. Именно он организует всю работу по изучению профессиональных интересов и склонностей учащихся. Он знает об увлечениях каждого школьника, его занятиях в кружках и дома, об участии в олимпиадах и т. п. Да, это еще впереди. Однако нет сомнения, что в ближайшие годы будет сделан серьёзный шаг в решении этих проблем.
Интервью с Николаем Степановичем – вовсе не интервью, а его монолог, куда корреспонденту удавалось (не всегда по делу) вставлять свои 5 копеек.
В этом году он набрал кружок «Графика и основы проектирования» - пошёл по школам, пригласил учеников 10-11 классов и занимается с ними по программе колледжа: черчение, начертательная геометрия и основы конструирования.
- У нас так и было. После года обучения мы проходили месячную практику на головном заводе «Актюбрентген». Там и получили первую зарплату!
- УПК просуществовали с 1986 по 1998 годы. А потом вместо профессионального образования придумали профильное. И школы перестали направлять ребят на обучение, а стали организовывать профильные классы – математические, физики, иностранных языков… И вместо выбора профессии из 12 предлагаемых все ученики класса ограничились одним учебным предметом.
На сегодня по одному УПК осталось только в Усть-Каменогорске и Кызыл-Орде. В современных условиях подготовка учащихся к трудовой деятельности и сохранение цепочки «школа – УПК – производство» сохранилось в России и Беларуси.
Радует, что, возможно, такая ситуация, хотя и не скоро, поменяется к лучшему. В этом учебном году в Актобе открыли пилотный вариант УПК. Учащиеся 10 классов средних школ №1 и 39 обучаются на базе автодорожного колледжа и колледжа сервиса на автомехаников и швей-модельеров. Учатся они два дня – пятницу и субботу. Обучение предполагает один учебный год в 10 классе и полгода – в 11. Так им ещё и стипендию платят!
Надо к новому учебному году решить так, чтобы у ребят было не две профессии «на выбор», а, как минимум, 10. Чтобы они учились тому, что им действительно интересно.
И ещё необходимо ежегодно в марте-мае месяце колледжам проводить «Ярмарки профессий», на которых они подробно расскажут о предлагаемых профессиях, учебной и производственной базе, о том, кем и где их выпускники смогут работать, где они будут востребованы.
Мы были в Беларуси и посмотрели, как там работает система профессионального образования. Так там у учащихся училищ в неделю два дня – теория, два дня – практика в мастерских и два дня – работа на заводе. Найти себя, познать себя как индивидуальность — это задача повышения кпд не только личности, но и всего нашего общества. Мы ещё далеко не использовали ту своеобразную целину, которую таит в себе труд по призванию.