Вторых таких машин нет
Разрисовывать личный автотранспорт казахстанским водителям запретили около 4–х лет назад. Полицейские неоднократно поднимали вопрос о том, что машины с нанесёнными на них изображениями отвлекают мимо проезжающих водителей и провоцируют ДТП.
Депутаты поторопились внести в закон «О дорожном движении» запрет на аэрографию. В документе было чётко прописано, что на лакокрасочном покрытии машин не должно быть никаких рисунков.
Перед стражами дорожного порядка была поставлена задача: вручить владельцам разрисованных авто предписания о приведении автомобилей в надлежащий вид. В случае игнорирования замечаний водителям грозил штраф или постановка машины на штрафстоянку.
– Аэрография – это художественное произведение, которое требует невольной концентрации внимания людей для оценки её красоты, многообразия цветов и оттенков, – говорил министр внутренних дел Казахстана Калмуханбет КАСЫМОВ. – Учитывая, что автотранспорт является источником повышенной опасности, проведение выставки художественного искусства, как аэрографии, в условиях дорожного движения негативно скажется на безопасности её участников, в первую очередь детей и людей пожилого возраста.
Полицейские ссылались не только на то, что водители отвлекаются на такую «красоту», но и у многих любителей выделиться из общего потока машин в техпаспорте не была указана графа «аэрография». То есть, в случае нарушения водителем разукрашенной машины правил дорожного движения сотрудникам дорожной полиции трудно было определить точный цвет по техпаспорту и на самом деле.
А был ли запрет?
– Когда мне несколько лет назад предложили нарисовать на машине что–нибудь интересное, я даже не думал обо всех этих запретах, – делится Евгений КРАСУЦКИЙ. – Но позже решил, что лучше сделать изображение двумерным и чёрно–белым, так как все стали говорить, что запретили только «тридэшные» рисунки.
В техпаспорте автомобиля Евгения марки «ВАЗ 2114» в графе цвет указано «зелёный», на самом деле машина выглядит серой, так как на ней изображён огромный монстр в тёмных тонах. Правильнее было бы сказать: не на машине изображён монстр, а, собственно, вся машина и есть монстр. От самого бампера до багажника. Остаться незамеченным в случае нарушения ПДД у этого водителя шансов не было.
– Меня часто останавливал дорожный патруль, – говорит Евгений. – Но доказать, что я не прав, они не могли. В законодательстве был введён запрет на ЗД – рисунок, а у меня он был простым и не выпуклым.
Однако простым рисунок на этой машине не назовёшь. Интересный, необычный, мастерски сделанный – видно было, что над ним работал талантливый художник.
– Аэрографией занимался мой брат Дмитрий, – говорит владелец «монстра». – Он предложил сделать что–то необычное. У брата врождённый дар рисовать, он дополнительно учился художественному мастерству в Израиле, разрисовывал знакомым стены, мотоциклы, бассейны. Получалось очень красиво. Я доверил ему свою машину и даже не советовал ничего. Знал, что получится необычно. Поначалу был очень доволен, что моя машина особенная, но за эти пару лет, признаться, от внимания немного устал. Запрет для меня особо значения не имел, но теперь хоть останавливать не будут.
Вертолёт на «запаске»
Несмотря на то, что в законодательстве то запрещают аэрографию, то разрешают, в Актобе не так много мастеров, которые профессионально занимаются этим. И вопрос даже не в спросе, а в том, что нужно быть по–настоящему талантливым художником, чтобы водители могли доверить тебе свой автомобиль.
– Идея сделать рисунок на машине пришла мне три года назад, – говорит Пётр ВАРЕНИЧЕНКО. – Я полгода потратил на то, чтобы найти мастера, который сделает рисунок на машине. Для меня это было не просто баловство. Я хотел сделать подарок отцу на юбилей. Он всю жизнь занимается ремонтом вертолётов, и я хотел ему сделать приятное, изобразив вертолёт на его машине.
О запрете аэрографии в то время Пётр знал. Обратился даже к юристу, который посоветовал сделать рисунок на колпаке запаски сзади машины. Это было вполне разрешено, и проблем с дорожными полицейскими у отца не должно было быть.
– После того как решился на рисунок, нашёл мастера, – делится Петя. – Изображение взял из интернета. Если честно, я думал, папа попросит стереть его. Но сюрприз ему очень понравился. До сих пор ездит. Хорошо, что аэрографию разрешили, только это удовольствие не из дешёвых. Сейчас на дорогах редко можно увидеть машины с рисунками. Многие клеят обычные наклейки, но это совершенно по–другому смотрится. Сложно найти настоящего мастера, который не испортит тебе машину, а если и посчастливится найти такого, то его работа будет дорого стоить.
Три года назад Пете небольшой рисунок обошёлся в 100 долларов, тогда это было около 20.000 тенге. Сейчас, конечно, эта красота будет стоить ещё больше.
Мастера ссылаются, что, несмотря на то, что материалы недорогие, основная цена зависит от мастерства ручной работы, от того, как ты оцениваешь свой труд.
С «художки» – в гараж
В Актобе действительно не так много мастеров, которые бы профессионально занимались аэрографией. Одни уезжают в большие города, чтобы раскрутиться, другие уходят из творчества и находят себе более приземлённые занятия. А некоторым заниматься любимым делом помешал запрет на их увлечение.
– Аэрографией я стал заниматься лет 9–10 назад, – говорит Александр КИРШЕВ. – Сразу после своей дипломной работы в художественном лицее. Тогда я всех удивил своим решением вместо привычных всем работ представить разрисованный мною автомобиль.
Александра к художественному искусству приобщила мама. 9–летнего Сашу мама записала в художественный кружок, где его сразу приметила учитель Елена Владимировна, которая и направила талантливого мальчика в художественный лицей.
– Я поехал в Санкт–Петербург к брату, когда учился в «художке», – вспоминает Александр. – Там впервые я увидел на проезжающей мимо машине розу. Этот рисунок меня очень впечатлил. И я тогда решил, что было бы здорово сделать дипломную работу в таком виде. Не розу, конечно, а свою фантазию, но изобразить на машине. Такого ещё никто не делал, и я был первым.
С материалом Александру помог его друг – предоставил ему свою машину на две недели. Парень изобразил парящих орлов по обе стороны машины и эффект разорванного капота, под которым находился двигатель.
– На защите члены комиссии выходили на улицу, чтобы посмотреть мою работу. Я получил «отлично». И после этого решил заняться этим делом профессионально.
Талант – не вандализм
К Александру стали обращаться водители с просьбой украсить машину. Он с радостью брался за дело, пока аэрографию не запретили. Пару работ автохудожник сделал для питерских водителей, пока был в гостях у брата. Тогда ему было 17 лет. Он нарисовал девушке на машине двух дельфинов, а знакомому парню изобразил девушку–тигрицу.
– Работая в Актобе, на себе почувствовал, что как только ввели ужесточение на авторисунки, у меня пропали клиенты, – вспоминает мастер по аэрографии. – Не сразу, конечно, но их стало меньше.
Последнюю работу Александр сделал Петру Варениченко, который и попросил изобразить вертолёт на машине своего отца.
Пока на машине у мастера–художника никаких изображений нет. Он себя так и называет – «сапожником без сапог».
– Я вообще люблю душевные работы, когда клиенту важно конкретное изображение, но при этом он даёт разрешение добавить своё. Однако желающих становилось всё меньше, и мне пришлось искать другую работу. Но к рисованию тянуло постоянно. Я разрисовывал гаражи и стены на своём районе. Меня даже полиция искала, чтобы наказать за вандализм. Но я без этого не мог. Хорошо, если после запрета на запрет (смеётся) у водителей возобновится интерес к моему хобби.
Александр надеется, что он сможет заниматься любимым делом, которое при этом будет приносить ему не только удовольствие, но и заработок, и он сможет посвятить ему всё своё время.
evrika@evrika.kz
фото автора