Школьников проверят на грамотность
Казахстан участвует в этой программе с 2009-го. В 2018 и 2022 годах исследование проводилось в компьютерном формате в виде двухчасового теста. В этом году участникам давали задания, исходя из того, какой уровень владения навыками они показали на предыдущих этапах исследования. С 4 апреля по 24 мая 2022 года около 19.000 учащихся казахстанских школ и колледжей прошли проверку на функциональную грамотность в рамках PISA. В ноябре в актюбинских школах проведут пробные тесты. Мы поговорили с руководителем городского отдела образования Меткул КОСЫМБАЕВОЙ о том, как проверяют функциональную грамотность у учеников.
– Меткул Ораковна, что проверяет PISA? Зачем вообще нужно проводить такое исследование среди учеников?
– Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся — это тест, оценивающий функциональную грамотность школьников в разных странах мира и умение применять знания на практике. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах, и оценить эффективность стратегических решений в области образования. Мониторинг качества образования по PISA проводится по четырём основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественно-научная грамотность и компьютерная грамотность.
– Как часто проводятся такие исследования?
– PISA проходит раз в 3 года.
– Как отбираются ученики, которые будут участвовать в программе PISA?
– Участники исследования PISA отбираются на основе репрезентативной выборки, при этом результаты должны быть сопоставимы с результатами других стран. Выборка учитывает специфику страны: соотношение мальчиков и девочек, сельских и городских учащихся, школ с разными языками обучения и так далее.
– Почему в исследовании участвуют дети именно 15–летнего возраста?
– Объектом исследования являются образовательные достижения учащихся 15-летнего возраста. Выбор этих учащихся объясняется тем, что во многих странах к этому возрасту завершается обязательное обучение в школе, к тому же программы обучения в разных странах имеют много общего.
– Какие результаты показывали учащиеся нашей области в прошедших ранее исследованиях?
– Результаты будут известны в конце 2023 года.
– Как ученики готовятся к этим тестам? И вообще, возможно ли подготовиться к такому исследованию?
– При поддержке UNIСEF представлен обновлённый сайт с тестовыми заданиями PISA. На сайте можно выполнить тестовые задания. Учитель может создать свою учётную запись на сайте, загрузить класс, в котором он преподаёт, и получить много полезного, качественного материала. Например, создать собственный тест из опубликованных заданий PISA. Среди опубликованных заданий учитель выбирает те, которые касаются его темы урока или логично интегрируются в определённую тему. Этот тест он раздаёт ученикам и по результатам выполнения получает информацию не только о том, как именно его выполнил ученик, но и сколько времени понадобилось каждому ученику на это конкретное задание, как он отвечал и насколько суммарные баллы за тест коррелируются с баллами за отдельные вопросы. Более того, учитель сможет присоединиться к системе проверки PISA – получить информацию, как ответ на это задание кодировала бы PISA, если бы этот ученик попал на реальное тестирование.
– Есть ли новые направления в PISA-2022 года?
– Помимо оценивания математической, читательской, естественно-научной и финансовой грамотности, исследование PISA-2022 будет оценивать ещё и финансовую грамотность. Кроме того, инновационным направлением этого цикла является креативное мышление.
– Когда в последний раз проводились исследования PISA в Актобе?
– Основное исследование по PISA прошло в апреле-мае текущего года. С 4 апреля по 6 мая 2022 года 12 школ города Актобе прошли исследование PISA-2022. Исследование проводилось в СШ №52 (19 учеников), СШ №37 (42 ученика), СШ №62 (42 ученика), СШ №55 (42 ученика), ЛМГ №24 (42 ученика), СШ гимназия №51 (42 ученика), СШ №41 (42 ученика), СШ №16 (42 учащихся), СШ №27 (42 учащихся), СШ №25 (42 учащихся), СШ №9 (42 учащихся), СШ «Кунан» (2 учащихся).
СОШ № 53 прошла испытания TIMS. TIMS – оценивание знаний по математике и естественным наукам для учащихся 4-х и 8-х классов, опираясь на обширные данные о стране, школе и учебной среде в классе. В зачёте приняли участие 103 ученика. Также СОШ № 60 прошла испытания ICILS – это международное исследование компьютерной и информационной грамотности. В зачёте приняли участие 52 ученика.
– Что такое функциональная грамотность, если говорить простыми словами? Я так понимаю, что это практические навыки, которые нужны в обычной жизни.
– Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах. Она включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в 21 веке.
Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
– Какая проверка функциональной грамотности по городским школам ожидается в ноябре?
– Объектом особенного внимания ближайшего цикла исследования станет математическая грамотность, и впервые исследование будет изучать креативное мышление. Хотя (как и обычно) будут проверены все виды грамотности: математическая, естественно-научная, читательская и финансовая.
Зубрёжка – не знание
Директор образовательного направления в ОЭСР Андреас ШЛЕЙХЕР как-то подчеркнул, что учёба на «отлично» не является гарантом того, что ученик сможет пройти тест PISA.
– Интересно, что только один из 10 студентов может мотивировать свои ответы фактами и опытом из жизни, – считает Андреас Шлейхер. – К примеру, в Китае ученики, которые считались успешными, провалили тест, в то время как те, кто плохо учились, успешно прошли его. Однозначно можно сделать вывод, что результат учеников напрямую зависит от подготовки и квалификации учителя. В Швеции работают преподаватели высокого уровня. Лидеры в качестве образования – США, Корея, Сингапур и Канада.
Стоит отметить, что первые тесты PISA проходили казахстанские ребята, которые ещё не успели перейти на обновлённое обучение. Следовательно, никто и не ожидал увидеть высокие результаты от первых проверок функциональной грамотности. Сегодня – курс на обновлёнку, а это значит, что приоритет отдаётся не общему количеству знаний, а тому, как школьник применяет их на практике.
– Эффект от обновлённых программ мы сможем увидеть, начиная с PISA-2021, в идеале – в PISA-2024, – говорил журналистам министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. – К этому времени школьники, которые будут сдавать PISA-2024, будут учиться уже 7-8 лет по обновлённому содержанию.