Профессия водителя автобуса может скоро исчезнуть
Почему ни один маршрут «Автопарка» полностью не укомплектован машинами?
Сколько получают водители?
150 водителей на 300 автобусов
– Первая проблема, стоящая перед нами – острый дефицит водителей категории D, – рассказывает он. – С момента введения изменений в законодательство в 2018 году, получение категории D стало крайне осложнённым. Необходимо достижение претендентом возраста 25 лет с общим водительским стажем не менее 5 лет, в том числе по категории D1 (с правом управления транспортными средствами до 11 мест) – не менее 3-х лет.
На данный момент число лиц, желающих обучаться и получить категорию D, резко сократилось. И такой дефицит наблюдается не только в Актобе, но и по всему Казахстану. Как результат – профессия водителя автобуса может вообще исчезнуть через несколько лет. Поэтому, полагаем, что необходим пересмотр законодательства в целях упрощения получения категории D.
– А сколько сейчас водителей в «Автопарке»?
– 150. С учётом тех, кто периодически нанимается на работу.
– Это как, «периодически»?
– Есть люди, кто работает на вахте. Месяц они там, месяц – здесь. У них есть водительские права с категорией D. Вот во время месяца, что они отдыхают, они и приходят к нам на некоторое время.
– А сколько автобусов вы можете ежедневно выпускать на линию?
– До 300. Автобусы есть, водителей нет. Но и мы берём не всех подряд. Допустим, недавно приходил человек с водительским удостоверением, у него все категории. Но последние 15 лет он работал машинистом погрузчика. Не взяли.
– Какая зарплата у водителей?
– От 200.000 до 350.000 тенге.
– Наверное, из-за того, что нет людей, вы не можете сделать так, чтобы автобусы ходили допоздна.
– Конечно! Можно было запустить двухсменную работу. В идеале мы хотим, чтобы автобусы ходили до 23-00. Но в ближайшей перспективе сделать этого не можем. Не секрет, что многие водители разбежались в пандемию, а новых взять неоткуда. Мы готовы сотрудничать с любой автошколой, организовать платную стажировку их курсантов у нас. Но…
Иностранцы просятся за руль
– Вторая проблема – строгие ограничения на привлечение иностранной рабочей силы. Казахстанские предприятия имеют право привлекать на работу только иностранцев-специалистов, по определённому приглашению, с обеспечением всех необходимых условий для их пребывания на территории РК.
Когда в сентябре в России была объявлена частичная мобилизация, более 20 водителей-россиян приходили устраиваться на работу в «Автопарк». У них есть водительские права с категорией D, казахстанский ИИН. А мы не имеем права их взять. То есть, в странах ЕАЭС провозглашён свободный переток рабочей силы, а наше внутреннее законодательство выставляет барьер.
Например, если я поеду в Россию, заключу трудовой договор, получу ВНЖ и ИНН – могу свободно работать. Хоть на автобусе, хоть в службе такси. А вот у нас по квоте могут работать только узкие специалисты. Водителей автобусов в этом списке нет.
– По какому графику работают водители?
– В 5 часов утра водители должны быть в «Автопарке», пройти медосмотр, получить допуск, заправить машину и в 6 часов первый автобус уже должен быть на конечной остановке своего маршрута. План водители не сдают, ремонт и мойка автобуса – с нас. Водители только водят автобус.
– И продолжают гонять наперегонки, сигналить, курить за рулём и разговаривать по мобильному телефону…
– И такие случаи есть, мы получаем по 5-6 жалоб в день.
– Это только те люди, кто добирается до вашего офиса.
– Все жалобы мы рассматриваем, водителей, если виновны, наказываем. Редко – деньгами.
– А вот и плохо! Поймёт быстрее.
– Понимаете, если бы было его кем заменить, был бы другой разговор. А так мы ему делаем внушение, отстраняем от работы. Если случай вопиющий – прощаемся.
Он, конечно, выпил, но зачем прав лишать?
– Третья проблема. У нас в стране периодически объявляют амнистию по уголовным преступлениям. А по административным проступкам ещё никогда ничего подобного не было. И дела досрочно не прекращаются. Почему граждане, совершившие уголовные преступления, могут рассчитывать на условно-досрочное освобождение, замену части неотбытого наказания на штраф? Заплатил – вышел. А административное наказание всегда исполняется в полной мере. Хотя не исключены случаи, что гражданин действительно исправился и не имеет намерений в дальнейшем нарушать закон.
Я имею в виду, к примеру, водителей, которых за управление автотранспортом в состоянии алкогольного опьянения у нас лишают прав на 7 лет. Знаете, как в Белоруссии решают эту проблему?
– Не знаю.
– А я вам расскажу. Останавливает инспектор машину: есть подозрение на употребление водителем алкоголя. Он вызывает наряд, который доставляет водителя в наркологию. Если подозрение подтверждается, у него навсегда конфискуют авто, на котором он ехал. И без разницы, автобус это или легковушка, его машина или чужая. Машина навсегда уходит государству. Но водителя прав не лишают. Там понимают, что права, грубо говоря, это тот же диплом специалиста. Отберёшь их – семья водителя останется без куска хлеба.
– Но если он кого-то сбил или вообще лишил жизни, будучи пьяным за рулём, согласитесь, это другой случай.
– Конечно.
– А почему это вас так волнует? Слишком часто стали ловить пьяными автобусников?
– Так водителей – дефицит! Большинство водителей, лишённых прав, – в возрасте от 35 до 50 лет, с категориями С, D, Е. Пока пройдёт срок наказания, водитель потеряет навыки управления большегрузом или автобусом. Да и найдёт себе другую работу. Может, станет перебиваться случайными заработками. Или вообще деградирует.
– Но тут другой вопрос. А зачем он пьяным сел за руль? Права же не просто так отобрали.
– Я этих людей не оправдываю. Я говорю лишь о том, что наказание несоизмеримое. Человека лишают водительских прав на 7 лет! Может, всё же стоит единоразово провести административную амнистию хотя бы для граждан среднего возраста, лишённых прав? Но, конечно, при условии, что они, находясь за рулём в нетрезвом виде, не совершили тяжкого преступления.
Проблема: в Казахстане отказались учитывать содержание алкоголя в крови в промилле. Сам факт обнаружения алкоголя в организме установлен? Всё – 15 суток ареста и лишение прав на 7 лет.
А может, он вчера вечером бутылку пива выпил или лекарство принимает на спирту – это никого не интересует. И этот человек, и другой, который специально напился вусмерть и сел за руль, получают одинаковое наказание.
– Я вашу точку зрения понял, но не во всём её разделяю.
– Я считаю, что нужно дать шанс этим людям. Многие из них раскаялись и не могут найти работу. Они в отчаянии. Если государство пойдёт на пересмотр меры наказания…
В России – штраф 30.000 рублей и 1,5 года лишения прав. У нас почему бы не назначить штраф в 200 МРП? Пусть зарабатывает и платит. А то, что его лишили – сделали плохо и ему, и семье, и работодателю.