Ответы по-«скорому»
Вопрос о том, что тех, кто обращается в скорую помощь, будут делить на категории срочности, обсуждался ещё летом этого года. Согласно приказу министерства здравоохранения, все поводы вызовов подразделяются на четыре категории срочности. Первые три категории считаются самыми срочными, когда состояние пациента представляет непосредственную угрозу жизни. Четвёртая же – включает в себя пациентов, состояние которых вызвано острым заболеванием или обострением хронического заболевания, без внезапных и выраженных нарушений органов и систем, при отсутствии потенциальной угрозы жизни и здоровью больного.
– В случаях обращения к нам пациентов 1-3 категории бригада скорой помощи должна прибыть к больному в течение 10-15 минут, – пояснил главный врач ТОО «Первая помощь» Тулеу Сапаров. – Такие вызовы считаются срочными. Такое разделение сделано намеренно, так как люди перестали ходить в поликлинику, а хотят решить все свои вопросы с помощью скорой бригады. Ведь именно через нас можно легко лечь в стационар, этим многие и пользуются. Пик звонков приходится на вечер после закрытия поликлиники. Люди ждут, когда наступит вечер, и начинают трезвонить в скорую помощь, чтобы пожаловаться на давление или головную боль. В этот период в течение часа поступает порядка 40 звонков, а у нас работают всего 33-36 бригад, в зависимости от отпусков и дежурства количество бригад варьируется. Соответственно, наших врачей просто не хватает на такие «вечерние жалобы».
В каких случаях бригада скорой помощи приезжает позже, чем через 15 минут?
– У нас до сих пор есть районы, в которых нет названия улиц, например, как в районе Акжар – констатировал Тулеу Тынышевич. – Приходится колесить в поисках дома, созваниваться с родными больного, чтобы они объяснили, где их дом. Не всегда встречают карету скорой помощи на трассе или около подъезда, поэтому мы тратим время на поиски квартиры или на то, чтобы открыть дверь с домофоном, который, например, не работает. Часто в новых домах – лифты с ключом, которого, конечно, у нас нет.
Как отметил главный врач, в 40% случаев люди не нуждаются в оказании скорой медицинской помощи. Это, как правило, такие заболевания, с которыми можно обратиться в амбулаторное учреждение.
– Взрослый человек звонит и говорит, что у него 38 температура, насморк и кашель, и он требует отвезти его в больницу! – возмущается главный врач. – Таким образом, они хотят с нашей помощью лечь в стационар. Подобные случаи, по приказу министра здравоохранения, призвано считать вызовами 4 категории срочности, и их можно откладывать от 50 минут до часа. К этой же категории относятся люди с хроническими заболеваниями, болями в пояснице или животе, головной болью.
К кому тогда обращаться людям, которых отнесли к 4 категории срочности? И может ли человек с обычной болью в животе на самом деле нуждаться в скорой медицинской помощи?
– Сразу отвечу, что у нас работают люди с немалым медицинским стажем – это профессионалы, которые уже могут различать жалобы, определять уровень сложности или неотложности, – поделился Тулеу Сапаров. – Конечно, и боль в животе может быть признаком серьёзных осложнений. Поэтому наши операторы задают вопросы, которые, надо отметить, очень злят пациентов. Многие возмущаются, что операторы спрашивают возраст, пол, имеющиеся заболевания. Они не тянут время, как кажется некоторым, они пытаются определить, какую именно бригаду нужно направлять на вызов. Всё гораздо серьёзнее, чем думают люди.
Также Тулеу Тынышевич объяснил, что сейчас пока ещё 4-я категория людей так же удостоена их внимания, просто в первую очередь будут обслуживать тех, кто остро нуждается в медицинской помощи.
– С нового года планируется на базах поликлиник установить круглосуточные бригады медицинской помощи, которые будут принимать вызовы людей 4 категории, – объяснил главврач. – Это разгрузит нашу линию, и тогда мы будем больше успевать. Потому что сейчас, пока мы в течение 15-20 минут объясняем дозвонившемуся, куда обратиться с его недугом, даём консультации, кому-то на самом деле в скором порядке требуется наша помощь. Иногда мы уже переадресовываем вызовы людей с жалобами в поликлинику в дневное время.
Почему в последнее время невозможно дозвониться в скорую помощь?
– Нам установили оптико-волоконную линию связи 103, связь по которой осуществляется через интернет, – комментирует Тулеу Тынышевич. – Это соответствует современным технологиям, однако имеет свои минусы. Когда связь загружена вызовами, происходит автоматический сбой. Система выдаёт защиту и блокирует другие звонки. То есть нам звонят люди, а до нас вызов не доходит. Это не зависит от нас, это проблема чисто технического характера, которую, мы надеемся, в ближайшее время должны исправить. Теперь на новых подстанциях будут устанавливать, помимо оптико-волоконной линии, и обычную, которая перегружаться не будет.
Главврач отметил, что сейчас в скорой помощи почти все машины новые, санитаров достаточно, бригады работают иногда даже без перерыва на ужин. В день принимают в среднем 600 вызовов. Одна бригада – по 20 вызовов за сутки. Особенно нелегко ребятам приходится в выходные дни, когда не работают поликлиники. В любом случае ни один вызов, как уверяет главврач ТОО «Первая помощь», не остаётся без внимания. Однако из-за некоторых технических неполадок часть вызовов просто не доходит до врачебных ушей, но эти неполадки в ближайшее время будут устранены.
Должны ли фельдшеры бригады скорой помощи разуваться при входе в дом больного?
– Всем нашим сотрудникам мы выдаём бахилы в достаточном количестве, – пояснил главврач. – Первым делом врач должен снять одежду, вымыть руки и пройти осмотреть больного. Конечно, всё зависит от ситуации, иногда требуется скорое медицинское вмешательство врачей, которые просто не будут отвлекаться на обувь, когда речь идёт о жизни и смерти пациента.
Врач отметил, что люди, которым действительно нужна медицинская помощь скорой бригады, не будут обращать внимания на то, как повесил куртку врач, куда прошёл и разулся ли он.
– Хотя мы проводим периодически беседы с нашими фельдшерами, объясняем им правила поведения, так как часто бывают очень сложные ситуации с пациентом и его родственниками, – рассказал Тулеу Сапаров. – Наши врачи иногда попадают в семейные разборки, выяснения отношений между агрессивными людьми в алкогольном опьянении, спасают жизни наркоманам в притонах, подвергая себя опасности. И нам бы хотелось, чтобы всех сотрудников бригады скорой помощи уважали, хотя бы за то, что они, не жалея своего здоровья, каждый день спасают чужие жизни.