Советский писк моды на книгу
Очень давно, когда любой ярлык в Советском Союзе воспринимался как закон, мнение, что «Наш народ – самый читающий народ в мире» никто не осмеливался оспорить. Мода на чтение длилась до 60–х, когда каждый мог произвести впечатление на своего собеседника только прочитанными книгами. Читать книгу было всё равно, что служить Родине – это вызывало уважение. Читали все, читали много, повсюду шла пропаганда чтения. Понятие «читающий» стало тождественно понятию «умный».
Книжный дефицит порождал отношение к книге, как к особенному товару, который было трудно раздобыть. Тот, у кого была в руках книга, становился на голову выше остальных. Было престижно получить так называемую «макулатурную» книгу, за получение которой необходимо было сдать около 10 кг макулатуры.
У директоров магазинов, которые могли достать любой товар, дома ломились книжные шкафы. Карикатура из журнала «Крокодил», где модная дамочка спрашивает другую изящно одетую модницу: «Где достала? Дай поносить!» (речь шла не о сумочке или кофточке, а о романе «Мастер и Маргарита», которую девушка несла под мышкой).
В это время советский народ насмехался над западными образованными людьми, которые «даже не знают, кто такой Гитлер»…
Кстати, мало что поменялось с того времени. В 2017 году тоже любят пошутить, что в Америке ученики не знают, кто одержал победу в ВОВ. Только, в отличие от советского времени, у нас сейчас тоже найдутся такие «знатоки», которые «всё напутали» или «просто им в школе такого не задавали».
В 90–е ситуация в книжных магазинах существенно изменилась. Изобилие литературы – запретная ранее или низкопробная (детективы, исторические романы, написанные людьми, далёкими от истории), разнообразие зарубежной литературы и современной – всё это многообразие, по всем законам природы должно было вызвать «читательский бум» среди книголюбов... Однако читать почему–то стали меньше.
Нет времени читать
Как объясняют психологи, современному человеку просто некогда читать. Раньше рабочий день был строго регламентирован. После работы у любого советского гражданина было время на чтение газеты или книги. Сейчас каждый загружен работой, проблемами бытового характера. Да и литература из «дефицитной» превратилась в «литературу не по карману».
Понравилось мне, как одна весьма образованная дама заявила в книжном магазине: «Страна, где бутылка пива стоит дешевле книги, обречена на погибель…».
Чего не хватает современному читателю: времени, денег на книгу или просто желания?
– К нам в библиотеку ходит очень интересная семья, – говорит сотрудник актюбинской областной детской библиотеки Ольга ГАРАЩЕНКО. – Сначала ходили дочки–школьницы. А позже девочки привели к нам своих родителей и бабушку. Родители, как и все, постоянно загружены на работе: папа работает в нефтяной фирме, а мама – кондуктор в автобусе. Но, в отличие от других, это им не помешало найти время на совместное чтение с детьми. Редко когда дети приобщают родителей к чтению. В основном наоборот. Так, когда–то мама привела в библиотеку трёхлетнюю Айкен ОРАЛБАЙ, которая сейчас стала почётным юным читателем нашей библиотеки. До 5 лет Айкен читала мама, потом она сама стала выбирать себе книги и читать их без посторонней помощи. Сейчас в формуляре девочки за один год записано больше 150 книг.
Читают пенсионеры и дети
В отличие от всех других библиотек города, детская библиотека по улице Кереева на количество читателей не жалуется. В других библиотеках заметили, что среди читателей всегда больше пенсионеров и детей. Детям часто задают в школе художественную литературу. Прочитав пару книг по заданию учителя, юный читатель нередко возвращается за современным «Гарри Поттером» или книгами Софьи Прокофьевой, которые пользуются спросом у девочек.
Пенсионеры читали всегда, хотя число пожилых книголюбов заметно сократилось. Ходили каждый год одни и те же, но сейчас некоторым не позволяет состояние здоровья.
– Я каждого своего читателя знаю по имени, – говорит заведующая библиотекой имени М.Горького Гульнара САЛИЕВА. – Все они из нашего района. В основном наши читатели – это школьники. Часто нам приходится ходить к классным руководителям и через них приглашать и настаивать, чтобы дети приходили и брали читать книги. Пенсионеры, конечно, сами приходят. К нам до сих пор ходит наш первый читатель Дарига ЖИЕНГАЛИЕВА. Это настоящий книголюб! Они книгоманы, которые уже не могут жить без чтения. Берут сразу по 2–5 книг. Бывает, на обороте по своему номеру замечают, что уже читали её. За некоторыми книгами приходят целенаправленно.
Вернуть любовь к книге
Валентина ВОЛКОВА – яркий пример читающего человека. В 75–летнем возрасте, в любую погоду она ходит в библиотеку, как на работу. Собственно, когда–то это и была её работа. Но любовь к книгам, как оказалось, не проходит. Женщина очень переживает, что с каждым годом всё меньше увлечённых книгами людей. И предложила создать уличный книжный стеллаж в парке Абая для всех любителей читать на лавочке.
Этому даже нашлось название – буккроссинг, когда любой прохожий может взять понравившуюся книгу, а взамен принести другую. Эта идея очень понравилась Гульнаре Салиевой.
– Мы рассмотрели уже этот вопрос, – говорит Гульнара. – Планируем установить первый шкаф в парке Абая после их ремонта. Там любой прохожий сможет поделиться своей любимой книгой и взять прочитать чужую. Кто–то может писать на листочке свои рекомендации.
Как отметила заведующая горьковской библиотекой, читателей с каждым годом становится больше. Если сравнивать с 10–летней давностью, когда стали модными интернет–издания, электронные книги и легкодоступная разжёванная информация, люди отказались от книг. Но сейчас интерес стал возвращаться. Не сказать, что мы снова можем назвать себя «читающей нацией», но мы на пути к этому. Да, у большинства молодых занятых работой людей нет времени на чтение книг, но вот приобщить своего ребёнка – можно всегда.
– Сейчас масса книг, которыми можно привлечь детей к чтению, – говорит Ольга Васильевна. – Книги с 3D–очками, панорамные книги, с яркими картинками – всё это поможет для начала заинтересовать ребёнка, а уже потом он сам попросит прочитать свою первую книгу.
А что делать с взрослыми читателями, которых уже не привлечь ни 3D–очками, ни панорамными картинками? Может, советские лозунги вернуть? Или на работе время под чтение попросить выделить. Или пиво сделать дороже… Или уже ничто не поможет?