Наши болгары
Недавно этнокультурный центр «Вяра» отпраздновал двойной юбилей: 115 лет со дня переселения болгар в Казахстан и 25 лет с момента официальной регистрации болгарского объединения. По традиции большое торжественное мероприятие прошло в посёлке Болгарка в этнографическом доме-музее.
– Хочется отметить, что только у нашего центра есть собственный этнографический дом-музей, – замечает руководитель этнокультурного объединения «Вяра» Анастасия ПОДОЛЬЯНОВА. – Этому дому больше 100 лет. Его построили первые переселенцы, во дворе в первозданном виде сохранилась часть каменного забора, каменный колодец, подвал. Всё начиналось с этнографического уголка в средней школе. Со временем количество утвари и экспонатов уже не умещалось, а этот дом просто создан для музея. Конечно, когда зданию столько лет, нужно поддерживать его состояние. Мы хотели, чтобы наш праздник прошёл необычно, не просто провели концерт – и всё. Во дворе дома-музея мы организовали праздник с культурной программой и широким застольем. Всё так душевно, вместе с сельчанами и гостями, на природе…
Вообще до 2015 года это был обычный дом. Хозяева переехали жить в Актобе, и он пустовал, тогда бывшие жители и решили подарить это раритетное здание болгарскому этнокультурному центру. В доме-музее можно почувствовать атмосферу и быт, который окружал первых болгарских переселенцев. В музее есть такая утварь, как ткацкий станок, глиняный кувшин для сыпучих продуктов и другие предметы, исторически ценные. Часто в дом-музей заглядывают на экскурсии. Так, пара из Болгарии ехала автостопом в Байконур и увидела на карте село Болгарка. Путешественники, конечно же, решили заехать в это село и заодно посмотрели дом-музей. В 2017 году его посетил посол Болгарии Васил ПЕТКОВ, прошлым летом там побывал известный казахстанский палуан Сергей ЦЫРУЛЬНИКОВ.
Болгарин – на казахском, казах – на болгарском
История создания «Вяры» началась с того, что в 1974 году молодой специалист культпросветучилища Наталья БОШКОВА (Маглели) приехала работать в болгарскую среднюю школу.
– В то время были популярны смотры художественной самодеятельности, и вот на одном таком смотре мама предложила своим подругам и родственникам выучить и выступить с болгарским танцем, – рассказывает семейную историю руководитель этнокультурного объединения «Вяра» Анастасия Подольянова. – Они сами себе сшили нарядные болгарские костюмы и на смотре художественной самодеятельности впервые станцевали болгарский танец, чем всех впечатлили. Так появилась болгарская фольклорная группа. Я помню, как в 1992 году мы были участникам первого форума народа Казахстана, выступали во Дворце спорта в Алматы, мне было 14 лет, и всё казалось таким ярким, необычным: пестрота костюмов, разные люди. Именно на этом форуме была озвучена идея создания Ассамблеи народа Казахстана, и с этого времени вся моя сознательная жизнь тесно связана с деятельностью АНК. Раньше мы гордились своим танцевальным коллективом, сейчас уже девочки-танцовщицы выросли, родили детей. В нашем этнокультурном центре вырастают поколения. Есть русские и украинцы, которые вышли замуж за болгар и всю жизнь живут в Актобе. Художественный руководитель болгарской фольклорной группы – Дина Есентаева. Она пришла в творческий коллектив в 70-х годах, так и осталась с нами. Изначально в этнокультурном центре в основном делали упор на сохранение обычаев, традиций и культуры болгарского народа. Это были танцы, песни – вся творческая самодеятельность. Жизнь меняется, меняется и деятельность Ассамблеи. Сейчас в болгарском центре самую главную роль играет идеологическая работа. Члены нашего центра ведут информационно-разъяснительную работу, в том числе на государственном языке.
В этнокультурном центре «Вяра» почти все говорят по-казахски.
– Обычная ситуация в посёлке Болгарка: казах говорит на болгарском языке, а болгарин – на казахском, и они друг друга понимают, – улыбается наша собеседница. – У нас тюркская основа языка. Мы говорим на языке хана Аспаруха. И вот эта тюркская основа языка очень близка к казахскому. Переселенцы быстро нашли общий язык с коренными жителями.
Широкой этой свадьбе было места мало
Болгарский народ считается очень суеверным. Актюбинские болгары свято чтят свои обычаи и традиции. К примеру, болгарская народная свадьба – одно из самых ярких, красочных, удивительных явлений в культуре Приднестровья. Это самый богатый и насыщенный разнообразными действиями древний народный обычай. На болгарской свадьбе всегда есть посажённые родители – садыч и кресница, люди, близкие жениху и невесте, которые знают их давно и искренне желают им счастья и благополучия. Даже если девушка выходила замуж в своём селении, посажённые родители у неё всё равно были. Их функции можно сравнить с ролью крёстных. Присутствуя на венчании, они благословляют молодых на долгий и счастливый брак. Выбирают посажённых из женатых пар. Дальше идёт праздник «Болгарские калачи» (с 6 по 19 января), когда молодая пара, то есть их названные дети, приходят без предупреждения и приглашения к ним в гости, с подарками, и обязательно целуют им руки. У каждой пары – свой день, и в этот период все болгары ходят к друг к другу в гости на калачи.
– Недавно моя одноклассница женила сына, – рассказывает Анастасия Михайловна. – Свадьба проходила в посёлке Болгарка по всем нашим традициям: с широким застольем, кстати, готовили всё сами в болгарской печке. И мама жениха ещё переживала, что получилась маленькая свадьба, а там было около 200 человек. Я с детства помню, как у нас проходил рождественский сочельник с 6 на 7 января – болгарские «Сурваки», когда детки ходят по домам с кизиловой палочкой. Мы, девочки, выходили в 5 утра и возвращались домой к обеду, все обвешанные с ног до головы подарками и с полными пакетами сладостей. Кстати, до 5-6 лет болгары очень балуют детей, особенно девочек, и девочки – больше папины дочки. Я помню по себе, как с любым вопросом или проблемой шла к папе. Девочек у нас с ранних лет начинают готовить к семейной жизни: будущая хозяйка должна уметь всё делать по дому.
Земли есть и краше, и теплей, но мне других не надо
В 2003 году в Актобе приехала социальный педагог из Болгарии Юлиана ГАНЕВА. Она прожила в нашем городе 3 года и выпустила книгу «И всё-таки мы – болгары». В своём исследовании она удивлялась тому, как казахстанские болгары бережно хранят и соблюдают свои национальные традиции.
– Наши болгары живут в городе, часть – в Болгарке и Алге, – говорит руководитель этнокультурного объединения «Вяра» Анастасия Подольянова. – Но, если нужно, все собираются в один миг. И не надо никого просить прийти помочь, потому что мы – одна большая семья. Каждый придёт и будет делать свою работу. Особенно меня радует, какая дружная наша молодёжь. Я удивилась, как перед юбилеем они быстро скооперировались и поставили народный танец. И нашим девчатам так нравится надевать болгарские костюмы и чувствовать себя болгарками! Наши дети, как только в городских школах прозвенит последний звонок, уезжают в Болгарку, и их оттуда не вытянешь до начала нового учебного года. Я сама езжу в село практически каждую неделю. И там, в Болгарке, я просто Настя – дочка, сестра, племянница, одноклассница, соседка. Стою у огромного казана, жарю болгарский перец, и в эти моменты так хорошо на душе! Наши дети – это уже шестое поколение болгар, которое живёт в Актобе. В годы независимости, когда у болгар появилась возможность уехать на свою историческую родину, никто не переехал, потому что своей родиной мы искренне считаем Казахстан. Болгария мне интересна только как туристу. Мы выросли с казахским менталитетом, наша культура переплелась с местной, и мы не знаем, как жить по-другому. У Вахтанга Кикабидзе есть песня, которая называется «Родимая земля». И там есть такие строчки: «Наверно, земли есть и краше, и теплей. Наверно, есть, но мне другой не надо».