Кто подделок боится, тот по магазинам не ходит
Минздрав РК подвёл очередные итоги, и они совсем не радуют. Как оказалось, ходить в наши магазины не только страшно и дорого, но ещё и совершенно не безопасно. Четвёртая часть всех пищевых продуктов, как выяснилось, не соответствует требованиям.
При этом министр здравоохранения РК Елжан БИРТАНОВ заверил, что под требованиями понимаются как нарушения маркировки, так и вопросы, касающиеся непосредственно состава продуктов питания.
– В целом, 22% пришлось на несоответствие показателям безопасности, 15% – на введение в заблуждение потребителей, и основная часть – 63% – несоответствие маркировке, – отметил министр.
И если отсутствие каких-либо значков на упаковке или несоответствие цветов оригиналу рядового покупателя не смущает, то к составу того, что мы едим, возникают серьёзные вопросы. И основной, конечно же, состоит в том, откуда вообще на полках наших супермаркетов и магазинов берётся контрафакт?
Всё очень натуральное, но вкус – специфический
Теоретически пожаловаться на качество продуктов может каждый. На практике в большинстве случаев обозлённые покупатели ограничиваются тем, что публикуют собственные жалобы вместе со снимками испорченных продуктов в социальных сетях. Такие посты, как правило, вызывают массу откликов: всем небезразлично, что и как попадает на стол. Так что можно с уверенностью сказать, что снимки, на которых запечатлены булки хлеба с плесенью и полки магазинов с бегающими по ним тараканами, – самые резонансные и обсуждаемые.
В департаменте по защите прав потребителей просто так назначить проверку в любой магазин по желанию не могут. На незапланированные рейды у нас действует мораторий. Что-то проверяется согласно графику, другие – только после официально зарегистрированных жалоб.
А просто так пожаловаться, без доказательств, – нельзя! В комитете технического регулирования посоветовали обязательно брать с собой чеки. Пусть они мелко написаны, пусть хранить их неудобно, но без них никто вас слушать не будет. Иначе просто невозможно доказать, что именно и где было куплено.
Чеки, фотографии, сам испорченный товар – всё пригодится. Плюс необходимо написать заявление.
Проверить же продукты, если они вызывают подозрения, можно в лаборатории Национального центра экспертизы. Разумеется, платно: прайс-лист можно узнать на месте. А уже с готовыми результатами, если они вас не устраивают, опять же, можно идти и жаловаться. Процедуры долгие и выматывающие нервы, но зачастую они проводятся уже после того, как нарушения неприятно аукнулись покупателю.
Мобильные проверки
В мелких магазинах долго присматриваться и выбирать, как правило, не получается. Если в помещении пусто, можно и повыбирать да покапризничать, но как только появляется очередь, продавец начинает заметно нервничать и торопить с выбором. Одним словом, приглядеться ко всем складочкам и возможным тараканам не всегда получается.
Другое дело – супермаркет. Среди полок можно бродить столько, сколько душе угодно. Или пока охранник не сочтёт вас подозрительным субъектом и не начнёт таскаться преданной собачкой следом.
А ещё здесь можно без проблем воспользоваться специальными приложениями, которые считывают штрих-коды и выдают информацию, числится ли такой товар в официальных базах или нет. В Казахстане такая программа, доступная для смартфонов, оказывается, тоже разработана. Называется она «Wipon».
Теоретически на ней можно проверять собственные чеки уже после покупки. В прошлом году комитет государственных доходов даже проводил специальную акцию: сканируешь чеки, отправляешь их через приложение, и за это получаешь подарки.
Контрольная закупка
Теперь конкурс недоступен. Зато появилась возможность проверять на наличие в базах алкогольную продукцию. Это делается довольно просто: акцизную марку с бутылки можно просканировать автоматически либо ввести серию и номер товара вручную. Если алкоголь легальный, через несколько секунд приложение должно выдавать соответствующее уведомление. Если товар не зарегистрирован, программа вас предупредит и предложит отправить жалобу.
Эксперимента ради отправляемся в первый попавшийся супермаркет и берём бутылку. Акцизная марка в автоматическом режиме не сканируется, ссылаясь на то, что шрифт не разобрать. Приходится вводить буквы и цифры вручную.
Программа долго думает, а потом сообщает: «Код отсутствует в базе акцизных марок КГД МФ РК». Вот так первая же проверка оканчивается необходимостью куда-то жаловаться. Приложение услужливо предлагает тут же так и поступить. В специальную форму необходимо ввести название магазина, а также закачать два снимка: фото акцизной марки и фото этикетки. Они якобы отправляются напрямую в комитет.
Правда, за несколько дней так на связь для уточнения деталей никто и не вышел. Да и как? Ни контактного номера телефона, ни даже электронного адреса не потребовал никто. Видимо, находить будут телепатически.
Приложение есть? А если найду?
Между тем продавцам алкоголя тоже предложили обзавестись подобными игрушками. Правда, в отличие от покупателей, отказаться реализаторы от такого предложения совсем не могут. Правила просты: либо ты устанавливаешь его у себя в торговой точке так, чтобы все могли пользоваться, либо лишаешься лицензии на торговлю.
– Есть программа для налогоплательщиков, которые реализуют алкогольную продукцию для того, чтобы при приобретении алкогольной продукции они самостоятельно её проверяли, – рассказал один из специалистов комитета государственных доходов Бектас АДИЛГАЛИЕВ.
Если же у продавца такого приложения не оказалось, на этот магазин можно пожаловаться, и тогда лавочку быстро прикроют. Налоговые органы могут лицензию изъять и запретить продажу алкоголя.
Правда, им в местных магазинах пока и не пахнет. Куда ни зайдёшь, все делают круглые глаза и очень удивляются просьбе предварительно просканировать покупку. В теории можно бежать и жаловаться прямо сейчас на нерадивых продавцов, но на этот раз мы их пожалеем. Всё равно до сих пор непонятно, кому и куда жаловаться.