Кто будет сверху?
Экономия получалась не особенно существенной. Например, верхняя полка в поезде «Астана-Алматы» стоила бы 11.583 тенге, а нижняя – 13.958.
– Стоимость проезда на верхних полках должна быть меньше, чем на нижних, так как пассажиры на верхних полках испытывают некоторые неудобства во время путешествия при приёме пищи, отдыхе, – прокомментировали своё решение в «Казахстан темир жолы». – Учитывая пожелания пассажиров, было принято решение на три месяца в пилотном режиме ввести проект по дифференцированному подходу, при котором верхние места будут дешевле.
Но, к сожалению, этот проект так и не воплотился в реальность. Дело в том, что у КТЖ не было возможности поднять цены на билеты. Сейчас место в том же поезде «Астана-Алматы» стоит 13.958 тенге для всех. Новшество принесло бы компании огромные убытки.
Стоит отметить, что правила использования полок и столиков в купе ничем не регламентированы. Другими словами, нет чётких правил: имеет ли право пассажир с верхней полки посидеть на нижней, пообедать за столиком, да и хотя бы просто наступить на постель соседа, забираясь к себе наверх.
Соседи, давайте жить дружно!
Если совсем уж строго следовать букве закона, то пассажир с верхней полки не может даже 10 минут посидеть на нижней. В законе «О железнодорожном транспорте» говорится: «Каждый пассажир занимает место в пассажирском вагоне в соответствии с местом, указанным в проездном документе. Проезд посторонних лиц на данных местах не допускается».
Тем не менее пассажирские поезда являются общественным транспортом. А согласно закону «О пассажирских перевозках», все пассажиры имеют равные права по пользованию имуществом общественного транспорта. Если опираться на этот закон, то можно занимать любое место, как только его хозяин отошёл на 5 минут в туалет. То есть, как в городском автобусе, где работает правило: встал – место потерял.
В свою очередь, железнодорожники решили, что эти вопросы пассажиры должны решать самостоятельно.
– Проявите всю свою культуру, спуститесь вниз, пообщайтесь, познакомьтесь, – посоветовала инженер по работе с проездными бригадами ТОО «Турксиб Астана» Людмила ТОКОБАЕВА. – Потом спокойно сможете и поесть, и в карты поиграть, всё, что угодно. Это не проблема. Внутренняя культура здесь играет главенствующую роль. Если пассажиры терпимы друг к другу и уважительно относятся к своим соседям, то тогда проблем вообще не будет.
А можно всё посмотреть?
Наверное, каждый заядлый путешественник скажет, что предложение сделать верхние полки дешевле нижних имело хорошие перспективы.
Такая практика уже есть у многих авиакомпаний. Например, за отдельную плату можно приобрести место у иллюминатора или возле аварийного выхода, где можно вытянуть ноги. На самолётах это правило ни у кого не вызывает нареканий, хотя лететь приходится всего пару часов. Даже на это время комфорт ценится больше нескольких тысяч тенге. В казахстанских же поездах люди мучаются сутками. Люди, которым по разным причинам трудно карабкаться наверх, вынуждены унизительно просить соседей поменяться.
В конце концов, это несправедливо – платить одинаковую цену за разный уровень комфорта. Более того, разные цены необходимо установить на все места в вагоне.
Почему человек на верхней боковушке у туалета, вынужденный вдыхать «ароматы» сортира и терпеть удары двери, должен платить столько же, сколько пассажир из первого купе, которому до титана с кипятком идти всего два шага.
Никто не будет спорить, что ехать на боковушке менее удобно. Ещё в плацкарте есть секции, где установлены аварийные окна. Жарким летом разница там особо ощутима.
Кроме того, новшество было бы полезно и экономным пассажирам (например, студентам). Так можно сберечь пару тысяч тенге, доехав в спартанских условиях до нужного места.
Экономить могут и пассажиры, путешествующие на короткие расстояния. Например, путь из Актобе в Уральск занимает часов 5. Такую поездку выдержать нетрудно и на боковушке у туалета. А дорога из Актау в Алматы тяжеловата даже на нижней полке в купе.
Вас тут не лежало!
Человек, который предложил сделать верхние полки дешевле нижних, наверняка никогда не ездил в казахстанских поездах.
На бумаге правила выглядят красиво, но от реальности очень далеки. По крайней мере, не при нашем менталитете. Даже при нынешних правилах продажи билетов нет гарантии, что пассажир поедет именно на своём месте. Едва ли не на каждой станции в вагон вваливаются новые попутчики с просьбой поменяться, причём по уважительной причине. Кто-то купил билеты в последний день и оказался в разных купе с супругой; кто-то жалуется, что его укачивает, если ехать поперёк движения; кто-то панически боится, будто его продует, и просится в купе с запертыми окнами.
Проводники чаще всего эту проблему решать отказываются, предлагая пассажирам договориться самим.
Конечно, можно отказать (тем более – закон на твоей стороне), но терпеть двое суток косые взгляды обиженного попутчика – сомнительное удовольствие. Да и мало кто не почувствует угрызения совести, когда на верхнюю полку станет карабкаться 70-летняя старушка.
Уже сейчас нередко наглые пассажиры покупают сидячие места в плацкарте, а потом просятся полежать, потому что стало плохо.
С продажей билетов по сниженным ценам ситуация только усугубится. Хитрые старушки, мамаши с детьми, да и просто наглые граждане станут нарочно покупать дешёвые верхние места, а потом слёзно просить поменяться. Риск остаться без халявной нижней полки тут минимален. Даже если среди счастливцев, купивших дорогие билеты, найдутся упрямцы, то хоть кто-то из пассажиров даст слабину.
Хорошее начинание превратится в скандалы на каждой станции и полустанке.