БУКВЫ РАЗНЫЕ ПИСАТЬ ТОНКИМ ПЕРЫШКОМ В ТЕТРАДЬ…
Работать в школе она начала, когда ей был всего 21 год. Сразу после окончания Актюбинского педагогического училища она вернулась в родной Мугоджарский район, где проработала 40 лет, следующие 5 лет – в селе Бутак неподалёку от Родниковки, а затем – переезд в Актобе и работа в средней школе №5. Невзирая на то, что с того момента прошло очень много времени, Нина Петровна помнит, с каким чувством шла на первый в своей жизни урок.
– Поначалу, когда я зашла в класс, растерялась. Посмотрела на детей и подумала: «А смогу ли я?». Хотя практику мы проходили. А потом поверила и в себя, и в детей, – вспоминает Нина Петровна.
За многолетний опыт работы у учительницы выработались свои подходы к ученикам. К примеру, педагог не жаловалась родителям, если их дети получали плохую оценку или плохо себя вели. Она старалась сама наладить ситуацию.
– В первый год моей работы мне встретился мальчик, который совсем не хотел учиться – то ли маленький ещё был, то ли ещё что. Я с ним и так, и эдак – а он ни в какую. И тогда я решила пойти к его родителям, пусть, мол, поговорят. Дома мамы не оказалось, был пьяный отец. Я ему и рассказала всё. А когда ушла, он его так избил, что мальчик неделю не мог с кровати подняться, представляете?! Этот урок меня многому научил. С тех пор я решила ничего не рассказывать родителям. Бывало, что дети сами подходили и просили не говорить об их проказах или плохих оценках. Я говорю: не скажу, а ты будешь двойки получать? – Нет. – А баловаться будешь? – Нет. Своё обещание дети сдерживали. Я редко на них кричала – криком ничего не добьёшься. Проявляя ласку, в то же время была строгой.
УЧИТЕЛЬ КАЗАХСКОГО
Казахский язык Нина Петровна знает не хуже русского. Было время, когда она даже преподавала его детям.
– Когда я работала в Бутаке, так получилось, что мне нужно было вести казахский язык. К этому уроку я самостоятельно готовилась дома, учила, запоминала слова, перевод, завела себе словарик, тетрадь. Дети понимали, мои уроки посещали из районо, ничего, справлялись. Сейчас уже, конечно, немного подзабыла, а раньше много знала. Учителем казахского была 5 лет. Ни на каких курсах по обучению этому языку не была, с нами занятия проводили в школе.
«ПЛОХИХ УЧЕНИКОВ НЕТ!»
Как–то урок Нины Петровны посетила администрация из районо. Первым по расписанию стояла математика. Учитель провела контрольную, и на удивление все учащиеся получили только пятёрки и четвёрки. Комиссия не поверила такой хорошей успеваемости и заново решила проверить знания детей. И снова – лишь хорошие отметки. Тогда учительницу попросили поделиться секретом 100–процентной успеваемости.
– Мой секрет прост: с детьми нужно много заниматься. Вот я тему объясняю, потом мы её закрепляем. Пока каждый ученик не поймёт, я не объясняю дальше. Если надо – и после уроков позанимаюсь, на дополнительные уроки оставлю, но добьюсь, чтобы ученик понял. Тройку получил – оставайся после уроков, а двойку – тем более. Даже самый–самый слабый ученик может подтянуться и учиться на четвёрки. Только нужно относиться к нему по–человечески и по–матерински. Кричать на детей не нужно, нужно убеждать.
Нина Петровна никогда не разделяла учеников на плохих и хороших: для неё они все равны. Вместе с ними она радовалась их успехам, помогала, если что–то не получалось. Даже сейчас, находясь в преклонном возрасте, к ней то и дело прибегают соседские ребятишки с просьбой решить ту или иную задачку.
Те, кого обучала Нина Петровна, уже сами вышли на пенсию, но она по–прежнему называет их девочками и мальчиками. Среди её выпускников – юристы, экономисты, медицинские работники. Её трогают слова поздравления, вот и в разговоре с нами женщина не смогла сдержать слёз, вспоминая, как одна из учениц посвятила ей стихотворение. В нём она назвала учительницу мамой, сумевшей достучаться до их детских душ.
А ТЫ ЗАРАБОТАЛ НА КУСОК ХЛЕБА?
– Был у меня ученик, который не хотел учиться, девочек обижал, проказничал. И вот я говорю ему: «Жумабек, ты, когда вырастешь, с таким поведением куска хлеба себе не заработаешь», а он мне: «Есть хлеб на столе!» – Так это папа деньги заработал, а мама купила. А он мне отвечает: «Вырасту – будет». Я ему говорю: «Надо ответственным быть, серьёзным, стараться, учиться хорошо, девочек не обижать». С тех пор прошло много времени, и вот три года назад еду я в автобусе, а он меня увидел, узнал и на весь автобус кричит: «Нина Петровна, я кусок хлеба заработал!». Смотрю: Жумабек, и голос тот же. Ну молодец! Подошёл ко мне. «Я, – говорит, – Нина Петровна, дом построил, машину купил, женился. Трое детей у меня, занимаю руководящую должность. И кусок хлеба у меня на столе всегда есть. Если бы вы мне ничего не говорили тогда, я бы не стал таким. Я думал всегда про этот кусок хлеба – почему вы мне так говорили? А потом понял всё, что и дом построить надо, и работать». «Ты, – говорю, – своей жизнью доволен?». «Да, – отвечает, – я своих детей так воспитываю сейчас».
СРЕДСТВО ОТ ЛЕНИ
Спрашиваю у Нины Петровны:
– А на пенсии не скучно?
– Нет, совсем не скучно! Главное – найти себе занятие по душе. Вот я за своим подъездом ухаживаю, убираю в нём, мою, во дворе цветы сажаю. Чем–то заниматься надо, и скучно никогда не будет.
– А как побороть лень?
– Надо себя заставлять. Иногда встану, вялость у меня, делать ничего не хочется. Говорю себе: «Нина, пошли вперёд, давай, давай, хватит!». Сама себя заставляю.
– А каким, на ваш взгляд, должен быть учитель?
– Ответственным, трудолюбивым, серьёзным. Он должен быть примером для детей, много читать. Скромно одеваться, но в то же время выглядеть красиво, опрятно. Ласковым, но в то же время требовательным. Разговаривать с другими спокойно, не повышать тон, не ругаться ни с кем, относиться к окружающим с уважением. Мы ведь учеников не только учим, но и к жизни готовим. Поэтому от учителя зависит, будет ли он ответственным в учёбе, жизни.
На полках в квартире у педагога стоят книги разных авторов. Она и сейчас, несмотря на плохое зрение, всё равно читает книги. Совсем недавно прочла «Плаху» Чингиза Айтматова. Знакома с творчеством Абая, а любимый писатель – Александр Сергеевич Пушкин.
Семья у Нины Петровны большая. Её супруг был по образованию экономист, вместе они прожили 42 года. Сейчас Нина Петровна воспитывает 11 внуков и 10 правнуков, многие из родных также предпочли работу учителя. Нина Петровна признаётся, что работа учителя многому научила в жизни. И если бы можно было повернуть время вспять, всё равно бы пошла по этому пути.
Айнура ВЕРТИНСКАС,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА