Через игру - к знаниям
Этот год для системы дошкольного воспитания и обучения является особенным. В республике началась масштабная трансформация дошкольного воспитания и обучения. Министр образования Асхат АЙМАГАМБЕТОВ сообщил, что охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 6 лет в Казахстане достиг 99%.
– Теперь нам предстоит усовершенствовать содержание и методику обучения в детских садах, усилить требования к ним и повысить общее качество, – подчеркнул в своём выступлении глава министерства образования РК. – Если раньше для детей раннего возраста проводились 20-минутные занятия по тому же расписанию, что и в школе, то теперь, по новой модели обучения и воспитания, педагог с момента поступления ребёнка в детский сад будет реализовывать новые подходы к воспитанию и обучению по принципу «обучение через игру».
Принята полностью новая модель дошкольного воспитания и обучения. Главная цель этих изменений – вернуть игру как основную деятельность дошкольника, то есть основная задача перезагрузки дошкольного образования сделать так, чтобы дети меньше сидели за партами и больше изучали окружающий мир через игры.
– Происходит полная трансформация в дошкольных организациях: от методики обучения, где самостоятельная детская игра занимает особую и важную роль, до подготовки кадров, – разъясняет методист Актюбинского областного научно-методического центра Рахима ЖАМАНСАРИНА. – Поменялись нормативно-правовые акты. Если раньше воспитатели работали по полдня в детских садах, то, по пилотному проекту, должно быть два воспитателя в одной детсадовской группе. Родители рады, что теперь за детьми присматривают сразу два воспитателя. Бывает же такое, что у ребёнка есть любимый воспитатель, а когда другая смена, он нехотя идёт в садик. Теперь оба воспитателя каждый день занимаются с малышами. И вдвоём им работать намного легче, и дети получают больше внимания.
Качество воспитания и образования оценивается по международной шкале для комплексной оценки качества образования в дошкольных организациях EKERS, с помощью которой можно оценивать образовательную среду внутри каждой отдельной группы детского сада. Под образовательной средой подразумевается весь спектр условий, в которых находятся дети в дошкольном учреждении: взаимодействие и организация времени, пространства. Такую оценку ещё можно назвать оценкой глазами детей: насколько ребёнку комфортно играть, получать через игру новые навыки и знания. Анализ по шкале EKERS проводится только сертифицированными экспертами совместно с участниками процесса – воспитателями, детьми и родителями.
Педагоги дошкольного образовательного центра «Нұрсәт» первыми среди дошкольных организаций города Актобе стали заниматься обучением детей робототехнике. Так, оборудован кабинет робототехники с 10 компьютерами и интерактивной доской. Первыми образовательными конструкторами были: STEM-набор Robot Mouze, LEGO DUPLO и LEGO Education, которые дают неограниченные возможности и для тех, кто любит работать по схемам и точным расчётам, и для творческих детей, создающих креативные модели. В дошкольной организации «Нұрсәт» дети с большим интересом занимаются робототехникой, а свои знания и умения юные изобретатели используют на соревнованиях.
В октябре этого года к данным пилотным проектом в области присоединились ещё 2 детских сада: «Нұрлы болашақ» в Кобдинском районе и ясли-детский сад «Бөбек» в Каргалинском районе. Также в этом направлении организована областная экспериментальная площадка на базе детского сада №49 «Думан» города Актобе. Для оснащения и для создания предметно-развивающей среды в детском саду «Нұрсәт», который будет центром компетенции для всех детских садов области, было выделено 50.000.000 тенге. Вложенные средства из областного бюджета позволили обогатить игровую среду, создать центры активности в холлах детского сада, регулировать интенсивность света, создать в группах «говорящие стены» для развития воображения и творчества детей. Это также помогло на качественном уровне провести экспериментальную работу и получить высокую оценку сертифицированного эксперта, представителя института раннего развития детей при министерстве просвещения Республики Казахстан.
Кроме того, ТОО «Центр дополнительного образования «ИНТЕЛЛЕКТУМ» оказал спонсорскую помощь детским садам, работающим в экспериментальном режиме, «Нурсат» и «Думан», передав им по одному учебно-методическому комплексу «ИНТЕЛЛЕКТУМ-БАЛАБАҚША». Учебно-методический комплекс включает в себя руководство по использованию игр, рабочие тетради для личного развития ребенка и методическое руководство для педагогов-психологов. Структура содержания и методические основы комплекса разработаны в соответствии с требованиями общеобязательного стандарта дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан и определены как дидактический инструмент. Дидактические средства положительно влияют на общее развитие ребёнка, языковую подготовку, двигательное развитие, повышение активности, общение с людьми. Это оказалось хорошим подспорьем в реализации пилотных проектов, создании развивающей среды для детей.
Самыми интересными стали Центры для приобщения детей к книге, ведь именно любовь к книге открывает путь в мир знаний, расширяет кругозор, повышает грамотность. Работа по привитию интереса к чтению ведётся и с детьми, и с родителями. Так, на первом этаже, около входа, создан «BOOKcrossing», где можно отдать прочитанную книгу, а взамен взять другую литературу.
Полюбившимся местом детей стал холл второго этажа, где вместо скучного конференц-зала, расположился Центр Активности с интерактивным полом, скалодромом, огромными самосвалами и мягкими модулями. Вторую же часть занимает интеллектуальный Центр, где дети с большим удовольствием играют в шахматы, конструируют технические игрушки и рисуют на мольбертах. Но самое главное здесь то, что занятие по желанию выбирает ребёнок без помощи взрослого, устанавливая свои правила.
В систему обучения детей дошкольного возраста вводятся современные информационные технологии, широко используются инновационные технологии. Педагоги области результативно внедряют в обучение детей дошкольного возраста современные методы обучения. Но новая модель требует трансформации и педагога детского сада. Сегодня главная задача воспитателя детского сада – построить равноправные положительные взаимоотношения, развивать дружеские связи детей: желание ребят действовать вместе, умение сотрудничать, сохранять дружный стиль общения. При построении равноправных партнёрских взаимоотношений важно, чтобы взрослые вместе с детьми смеялись, огорчались, ошибались и исправляли ошибки по ходу выполнения задания. Ведь только в процессе совместной деятельности и общего интереса возможны передача объёма знаний, умений, навыков и обеспечение эффективности педагогического процесса.
В целях создания благоприятных условий для детей, в дошкольной организации №49 «Думан» открыли комнату всестороннего развития ребёнка «Рухани жаңғыру сәби шақтан» по авторскому проекту «Жеті ойыншық», где организована кружковая работа «Тогызкумалак». Авторский проект «Жеті ойыншық» рассчитан для детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет. Исполненные в национальном стиле игрушки, макеты и фигурки животных изготовлены из чистых природных материалов и предназначены для всесторонннего развития детей. Данное пособие развивает любовь к родному краю, к народному творчеству и искусству, воспитывает любовь к казахской художественной литературе.
Использование комплекта «Жеті ойыншық» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста способствует интересу детей к познанию истории казахского народа и стремлению изучать государственный язык. Особенно важно именно в дошкольном возрасте сформировать привязанность детей к народной культуре, развить осознание национальной гордости и уважения. Всё это необходимо для воспитания у детей толерантности, дружеского отношения к окружающим.
– Нам ещё многое предстоит сделать, но, работая в пилотном проекте, мы на своём опыте убедились, как меняются дети и воспитатели, – замечает методист областного научно-методического центра Рахима Жамансарина. – Дети становятся открытыми и свободными, воспитатель – другом для детей, на их уровне понимая их радости и проблемы. Они вместе решают, как справиться с ними. Именно таким должно быть детство: реализовывать свои фантазии, творить, спорить и находить решения, делать ошибки и анализировать. В таких условиях ребёнок растет самостоятельным, смелым, решительным, ответственным за свои действия и безопасность.
Как известно, в Актюбинской области функционирует 575 дошкольных организаций с контингентом 45.077 детей. В том числе: государственных ДО – 382, из них 226 детских садов – 24.003 детей, 156 дошкольных мини-центров, организованных при школах, где занимается 3.526 детей. Также работают 193 частных дошкольных организации с контингентом 17.548 детей. В этом году открыты 24 дошкольные организации на 2.487 мест, в том числе в городе Актобе – 20 ДО на 1.605 мест. Все открытые частные детские сады получили государственный образовательный заказ. До 2025 года планируется ввести 73 дошкольные организации на 7.165 мест.