Запрещёнка есть? А если найду?
Усиление контроля за почтовыми отправлениями было предусмотрено в нормах казахстанского закона «О почте». Несколько пунктов вступило в силу с 1 января 2019 года, один из них и подразумевает, что от физических лиц посылки и письма принимаются лишь в открытом виде. Исключения составляют только лишь нерегистрируемые письма, но, как уверяют в отделениях, ими и так мало кто пользуется.
– Все заказные письма, бандероли и письма с объявленной ценностью, а также посылки необходимо приносить в отделение почтовой связи в открытом виде. При этом, принимая почтовое отправление, оператор почты обязан идентифицировать отправителя и зафиксировать его данные, – объяснили в пресс–службе «Казпочты».
Ненужное новшество
Проще говоря, если необходимо отправить письмо или посылку, придётся показать всё содержимое, пролистать страницы книг и блокнотов, если надо – вскрыть мелкие коробочки. Причём ужесточение распространяется только на физических лиц. Юрлица могут и в закрытом виде корреспонденцию направлять, если обстоятельства и закон требуют соблюдения тайны.
Соответственно, отправка посылок через постамат также отменяется. Постаматы появились в Актобе относительно недавно, их презентовали пару лет назад. К ним ещё даже не все привыкли, и далеко не все вообще знают, как ими пользоваться. Новые нормы лихо срезают часть функций «удобных ячеек»:
– Приём почтовых отправлений с выдачей через постамат будет осуществляться через отделения почтовой связи. Принимаемые меры необходимы для обеспечения безопасности здоровья и жизни пользователей услуг оператора почты и его работников...
Система досмотров
О том, зачем же нужны тщательные проверки и как по новым правилам происходит отправление посылок, рассказали доступнее в головном офисе «Казпочты».
– По почте отправляют много писем и, к сожалению, некоторые из них носят экстремистский характер, – прокомментировал директор департамента почтового бизнеса АО «Казпочта» Кайрат БЕКЕНОВ. – Отправить могут и незаконные вещи. По этой причине и необходим более тщательный досмотр. Система проста: клиент приносит в отделение почты открытую посылку или письмо. Сотрудники проводят их досмотр и упаковывают при посетителе. При этом отправителя идентифицируют, а его данные фиксируют в базе национального оператора.
Смотрю в книгу, вижу...
Почтовые отправления проверялись и до этого, но далеко не всегда. Говорят, почта в Казахстане, несмотря на наличие интернета и широкий спектр курьерских служб, до сих пор жива. По официальным данным, через «Казпочту» ежедневно проходит почти 40.000 писем и около 20.000 посылок. Уследить за всем едва ли возможно, но теперь придётся.
– Запрещённые предметы могут быть в книгах, в одежде. Их могут положить в те же карманы. При отправке мы просим клиента, чтобы он сам показал, что в карманах отсутствуют запрещённые к отправке вещи, – объяснила руководитель департамента e–commerce Жаухар УСЕНОВА.
Если очередь, то можно?
Чтобы проверить, как работают и работают ли новые правила, идём в ближайшее почтовое отделение. В первые дни января здесь уже довольно людно, и дождаться, пока кто–нибудь станет оформлять отправление посылки, труда не составляет. Процесс мало чем отличается от привычного, разве что, опомнившись, оператор всё–таки просит вскрыть подарочную коробку и посмотреть, что внутри.
Осмотр занимает от силы несколько минут. Перебирать книги и одежду так никто и не взялся. Проверять, действительно ли в упаковке чая – чай, тоже. Оператор Айнур, не отрываясь от попыток совладать с компьютером, пожимает плечами.
– Мы всегда так проверяем, – уверяет она, а вот припомнить, попадалось ли что–то действительно опасное, не может.
В общем–то, и подарочная упаковка с головоломкой, наглухо запечатанная, отправляется в соседнее государства без всякого вскрытия, несмотря ни на какие нормы. Очередь столпилась, сотрудники торопятся и не смотрят, есть ли среди кусочков пластика запрещёнка. Получается, какова бы ни была паранойя, всё равно можно подгадать момент и отправить посылку без проверок и вскрытий?