Учится - мучится!
До 1 сентября осталось совсем немного, а в местных школах ещё конь не валялся. Преподавателям остаётся только догадываться, что их ждёт в новом учебном году. Собственно, куда торопиться – каникулы же на целый день продлили!
Отдалённо представляя и предполагая, что новенького подготовило министерство образования на этот раз, актюбинские учителя ждут 1 сентября с опаской, но во всеоружии. Пока педагоги не могут даже планы обсудить, потому что не имеют ни малейшего представления, что их ждёт.
– К сожалению, учебники мы ещё не видели, – говорит заместитель директора по методической работе школы–гимназии №17 Елена МАКАРОВА. – Нас уверили, что новое издание от прошлогоднего отличаться особо не будет. И не стоит ждать неприятных сюрпризов. Однако пока ничего сказать с уверенностью нельзя. В суть программы нас ввели, но вот как это будет на практике, покажет только время.
Учителей уверили, что учебниками уже снабдили все сельские школы, а в город они поступят в ближайшие дни. Однако учителя из посёлка Сарыжар (Хлебодаровка) пока пожимают плечами и уверяют, что никаких новых учебников пока не видели.
Особенно все ждут учебники 5–х и 7–х классов, ведь именно эти классы в новом учебном году будут учиться по обновлённой программе.
Оценить новое издание пока посчастливилось только уральским родителям. И содержание учебников им, мягко сказать, не понравилось. Более того, многие назвали новую школьную программу «издевательством над детьми».
Особенно много претензий высказывали родители пятиклассников по поводу учебника по русскому языку, в котором, по их мнению, много фраз, абсолютно не относящихся к этому предмету.
Не быть тебе отличником!
Актюбинские учителя давно уже перестали сравнивать новую школьную программу с советской, или хотя бы с той, что была 10 лет назад. Ведь в 2000 году тоже возмущались, что детям придётся учиться по непонятным учебникам с непонятными знаниями. Недовольны той программой были до тех пор, пока на смену не пришла новая, с ещё большим количеством непонятного и ненужного.
Однако многие современные педагоги пытаются найти и положительные стороны во всех этих нововведениях. А что им остаётся? Что сверху сказали, то бедные учителя и выполняют. Более того, убеждают родителей, что эта программа пойдёт только на пользу, а школьников пытаются заинтересовать всевозможными средствами.
– Нам нужно идти в ногу со временем, – утверждает Елена Геннадьевна. – Сейчас по новой программе будут учиться 2, 5 и 7 классы. С каждым годом будут добавляться другие классы, и так вся школа перейдёт на совершенно другой, новый уровень.
Как уверяет педагог, нынешние пяти– и семиклассники, безусловно, будут отличаться от других школьников. У них будет иная система оценивания, иной распорядок учебной недели.
– Дети 2, 5 и 7 классов будут учиться только 5 дней в неделю, – говорит руководитель отдела дошкольного и общего среднего образования Гульжан КУЛЫБЕКОВА. – Но суббота рассчитана на то, что дети будут в этот день заниматься дополнительными занятиями, спортом, творчеством. Другой будет и система оценивания. Следовательно, в этих классах будут вестись по–другому школьные журналы.
По новой программе школьники 2–х, 5–х и 7–х классов не будут получать привычные «пятёрки» и «четвёрки». Теперь ученики должны будут набрать 40% знаний. Это тот минимум, которого достаточно, чтобы по достоинству оценить знания ребёнка.
Однако родители и учителя опасаются, что с такой системой оценивания пропадёт дух конкурентоспособности среди учеников. Потеряется стремление узнать больше и лучше, чтобы получить заветную «пятёрку».
Подопытные школьники
Избранные дети по «обновлёнке» сами должны учиться, сами находить информацию, они не должны стремиться быть лучшими, им достаточно прийти в школу и выбрать для себя важную и необходимую для жизни информацию… И, кстати сказать, эти избранные даже форму должны носить другого цвета. Главное, чтобы это «избранное» не вылилось в тыканье пальцами от других учеников.
К чему приведут такие министерские эксперименты – покажет только время.
Хотелось бы, чтобы это новое не стало целым пробелом в новом поколении. Где через несколько лет работодатели будут указывать в рекомендациях вакансий – только не выпускники по «обновлённой программе».
Новая программа подразумевает, что ребёнок из усвоенного урока должен для себя понять хоть что–то. Если раньше по окончанию урока учитель не знал, кто в классе усвоил пройденный материал, а кто нет, то нынешняя система оценивания позволяет детально разобраться, что ученик понял.
– Если посмотреть, нового в школьной программе не так много, – уверяет Елена Макарова. – Те же предметы, то же содержание, только подача иная. Такую программу с радостью и лёгкостью восприняли школьники. Она гораздо проще для них, чем та, что была.
Ещё бы – ни тебе двоек, ни тебе «вызубрить таблицу умножения»! Сиди себе в группе, плакатики рисуй, да проценты накапливай на общий зачёт.
В начале лета среди родителей рьяно обсуждался вопрос о предполагаемом ведении некоторых предметов на трёх языках. Министерство предложили ввести в школьную программу некоторые предметы, типа физики, алгебры, информатики на трёх языках. Для этого учителя были направлены на специальные курсы.
В этом году такие новации миновали школьников. И, к великому сожалению, ученики так и не узнают закон Ома или теорему Ферма по–английски.
Однако, как сказали в областном управлении образования, по желанию родителей в школах предполагаются дополнительные занятия, где дети могли бы изучать некоторые предметы на иностранном языке. Ещё бы: не зря же учителя на курсы ходили и новые веяния изучали!