Знайте своё дело
Всё это принято называть красиво – общественная нагрузка. Термин, рассчитанный на альтруистов до мозга костей, зачастую означает, что человек с педагогическим образованием вынужден выкраивать время, причём иногда явно в ущерб личной жизни, чтобы выполнить возложенные на него дополнительные обязанности. Разумеется, такая подработка не оплачивается. Кто ж волонтёрам-то платит? Учитель должен и обязан! А вот учителю, увы, не должен никто.
Мотиватор для педагога
– Отношение к деятельности педагогических коллективов, размер заработной платы вызывает сомнение в том, что выполнение возложенных на них задач возможно. Заработная плата воспитателя детского сада – 40.000 тенге, начинающего учителя – 46.000 тенге. Единственный «мотиватор» для воспитателей, учителей – работа с детьми, сами дети, – заявила депутат.
Золотых гор не ждите
С тем, что учительская зарплата – вопрос наболевший, согласилась и вице-министр образования и науки РК Эльмира СУХАМБЕРДИЕВА во время рабочего визита в Актюбинскую область. И ладно бы проблемы возникали исключительно с зарплатой как таковой: подработать, соглашаясь на дополнительные нагрузки и классное руководство, тоже тяжеловато. Либо не платят, либо платят категорически мало.
Суммы прозвучали действительно смешные. Всего 4.000 тенге за классное руководство – это и правда маловато. Подпитка для альтруизма несерьёзная. Повысить зарплату чиновники из министерства обещают, конечно, но… Ох, уж это коварное «но»!
– Я честно не буду вам никаких золотых гор обещать, – сказала Эльмира Сухамбердиева. – Не люблю этого. Я вообще человек слова и действия. Эту проблему уже упоминали и в мажилисе, как вы знаете. Мы этот вопрос уже прорабатываем.
Ни минуты на себя
В золотые горы пока что и правда не верится, да и в какие-никакие захудалые прибавки к основной ставке тоже. А между тем график у педагога, особенно обременённого классным руководством, такой плотный, что времени на себя совершенно не остаётся.
Работа учителя негласно подразделяется на основную и дополнительную. Основная – это непосредственно преподавание, общение с детьми, составление конспектов к урокам, проверка домашних заданий и письменных работ. А ещё, чтобы жизнь слишком простой не казалась, необходимо успеть заполнить несколько журналов, составить графики, обзвонить родителей.
– После работы, вместо того, чтобы домой идти, иногда задерживаюсь, – рассказывает учитель Ботагоз КАРБАЕВА. – Бывает, что нужно обойти по списку несколько домов и поговорить с жильцами. Неподалёку от школы находится компьютерный клуб, и туда тоже нужно заглянуть, чтобы убедиться, что наших детей там нет. В итоге очень устаёшь, и на сами уроки и учеников времени не остаётся.
Опасные нагрузки
О том, что учителей чересчур загружают посторонними делами, припомнили и в мажилисе. Подобные неофициальные нагрузки порядком времени отнимают, но в конечном итоге могут и навредить педагогу.
– Никто не озадачивается, какой опасности подвергаются учителя (чаще всего это женщины) когда после рабочего дня отправляются обеспечивать общественную нагрузку без всякой оплаты, защиты и полномочий, – рассуждает Ирина Смирнова. – А когда учителя выяснят, какие дети есть на участке, они же должны собрать подтверждающие документы о том, где учатся эти дети. Если же выявляется после обхода, что на участке проживает не охваченный обучением ребёнок, вопрос в отношении директора, курирующего завуча решается очень строго, вплоть до увольнения. Практически именно учителя страны своими силами три раза в год осуществляют перепись населения.
Внимание на предмет
На самом деле учителей никто не заставляет в обязательном порядке выполнять задания, с основной работой не связанные. По крайней мере, именно так утверждают в министерстве образования и науки. Мол, факты есть, и сотрудники школ постоянно жалуются, но на самом-то деле ситуация якобы под контролем. И не нужно бедному педагогу после школы часами сидеть в обнимку с телефоном и узнавать у своих подопечных сведения о регистрации и прочие подробности, неправильно это.
Паника, которая поднимается в стенах учебных заведений перед проверками, аттестациями и комиссиями, тоже, со слов вице-министра, преувеличена. Ведь аттестация – это бесконечная документация, отчёты и грамоты, которые необходимо собрать, и времени на них тратится уйма.
К слову, от регулярных аттестаций в школах вообще подумывают избавиться. Кому они нужны? Можно нагрянуть с проверкой, если поступали жалобы от работников или учителей, а во всех остальных случаях – лишняя морока. Да и закрыть школу, не прошедшую проверку, вряд ли получится. Она же государственная, а детям надо где-то учиться.
– Сейчас мы делаем акцент на то, чтобы учитель занимался непосредственно своим делом, – заверила Эльмира Сухамбердиева. – Самая большая проблема, над которой работает министерство образования, – это бумажный оборот. Мне хочется предупредить все отделы образования, чтобы не злоупотребляли бесконечными отчётами. А у нас бывает как? Сдадим, сколько мальчиков, сколько девочек, сколько национальностей, сколько плюсов, сколько минусов… Над этим тоже будем работать. Учителя должны заниматься только своим предметом.