Учи меня по-английски
Хотели как лучше, а вышло…
Самое главное и, пожалуй, волнующее нововведение этого года – это разделение ЕНТ на два этапа. Идея была, наверное, неплохая: упростить жизнь выпускникам, и без того нервничающим перед важными экзаменами. Споры о том, что даёт лучший эффект, единое национальное тестирование или классические экзамены, ведутся так давно, что аргументы временами уже начали повторяться. Но министерство образования всё–таки эту проблему решило, пусть и своеобразно. Теперь экзаменов у детей станет ещё больше.
Сначала вчерашнему школьнику необходимо сдать определённый набор предметов в стенах родного учебного заведения. Причём в программе значатся и устные ответы, и написание эссе, к которым в последние годы готовили мало. А уже потом, если с ними проблем не возникнет, можно и ЕНТ сдавать, если, конечно, хочешь учиться в казахстанском университете. Не хочешь учиться – не сдавай, никто за руку не тянет.
Но и на этом вступительные испытания не заканчиваются. Если абитуриент захотел посвятить себя, скажем, дизайну, то его планы на лето должны включать и третий экзамен – творческий. Некогда расслабляться и будущим учителям: их поджидает тест на склонность к педагогической специальности. Без него, видимо, специалистом не стать.
Вот и получилось, что хотели экзамены упростить, а вышло, что хлопот только прибавилось.
Обучение по–английски
Впрочем, изменения коснутся не только экзаменов. Сам процесс обучения тоже обещает преобразиться. В лучшую сторону или нет, покажет время, а пока остаётся только наблюдать.
Переход на трёхъязычное образование – ещё одна реформа, которая уже коснулась некоторых учебных заведений. По новой системе педагоги на занятиях обязаны объяснять материал на трёх языках. Часть предметов планируется проводить на русском, часть – на казахском, ещё часть – на английском языках.
Больше всего сомнений вызывает факт, что вряд ли в каждой школе отыщутся квалифицированные учителя, которые смогут преподавать на английском языке. Можно уметь виртуозно обращаться с детьми, уметь качественно преподносить материал, но при этом иностранным языком не владеть.
– У нас пробовали недавно преподавать химию на английском языке, – рассказывает студентка колледжа Марина БАСТАНОВА. – Это сложно. Химию иногда и на русском языке не понимаешь. А здесь термины, формулы, какие–то сложные тексты. Это тяжело. И учителю, наверное, тяжело, это всё переводить и рассказывать нам на занятиях. Хотя, наверное, это правильно, но не все потянут так учиться.
Планы есть, учебников нет
К слову, в качестве подготовки к обучению на трёх языках в Казахстане уже разрабатываются школьные учебники.
– Сейчас ведётся процесс подготовки, разработки. Наша организация является экспертной, мы будем проводить экспертизу этих учебников. Пока они не поступили, но разработка идёт. Мы планируем провести экспертизу и практическую проверку учебников в 2017–2018 годах, – прокомментировал заместитель директора республиканского научно–практического центра «Учебник» Саят ОМАРОВ.
Поэтапное введение уроков на английском планируется до 2023 года. По официальным данным, уже в 2019 году старшеклассники станут изучать химию, физику, информатику и биологию на иностранном языке. Времени на проверку и внесение правок осталось совсем немного, а самих учебников светлые умы до сих пор не презентовали. Видимо, оптимистично надеются, что ничего править в спешном порядке не придётся.
Всем по шкафчику
А чтобы не таскать за собой эти самые учебники и не надрывать бедным школьникам спины, министерство образования и науки РК предлагает устанавливать в школах индивидуальные шкафчики для школьников. Как в западных фильмах: ребёнок приходит налегке, а всё самое необходимое достаёт уже непосредственно перед занятием.
– Первое – это обеспечение базового школьника индивидуальным шкафом для хранения учебников, обуви и спортивных принадлежностей, – заявил министр образования и науки РК Ерлан САГАДИЕВ. – Этот проект мы долго обсуждали с директорами школ, СЭС, пожарными. Это решит массу проблем, в том числе и тяжесть школьных рюкзаков. Каждый ребёнок в идеале должен иметь свой шкафчик. Мы планируем начать в текущем году с младших классов – везде, где это возможно, на средства местных исполнительных органов.
Два учебника в одни руки
Теперь в старых школах понадобится отыскивать место, чтобы разместить шкафчики на каждого из учеников. В новых учебных заведениях предлагают сразу отводить под них свободное пространство.
– Идея, может быть, и неплохая, – рассуждает учитель литературы Ботагоз КАРБАЕВА. – Некоторые учебники, особенно для младших классов, сейчас делают альбомного формата. Осанка портится, спины болят, дети на уроках вертятся и отвлекаются. Но тогда придётся выдавать каждому ребёнку по два комплекта учебников. А как иначе? Домашнее задание надо как–то выполнять. Упражнения, правила, тексты – всё в учебниках. Значит, нужно, чтобы один учебник лежал дома, второй – оставался в школе.
Правда, и домашнее задание специалисты в сфере образования не оставили без внимания. Его предложили сократить минут на 40, а то и на час. Для этого необходимо сократить объёмы задаваемых на дом упражнений. Как это будет выглядеть, в министерстве образования пообещали в скором времени рассказать. А пока ни тебе шкафчиков, ни поблажек в учёбе! Ждите.