Наталья МАРТЫНОВА в 2012 году купила в Литве тягач «DAF» 2009 года выпуска. А через 2 года она получила иск от областного департамента таможенного контроля. Таможенники потребовали доплатить за машину пошлину – более 5 миллионов тенге, и пеню – почти 800.000. Таможенники заявили женщине, что машина, которую она купила, не 2009 года выпуска, а 2003–го. Они ссылались на проведённую экспертизу, которая говорила, что документы на машину поддельные, и на письмо от якобы официального дистрибьютора «DAF» – ТОО «Босфор моторс». Именно это ТОО в своём письме дало таможенникам информацию, какого же года были на самом деле спорные машины.
Мартынова утверждала, что она не знала, что машина 2003 года выпуска. В документах, которые ей дал продавец, был указан 2009 год, а на глаз отличать липовые документы от подлинных она не может. Но самое главное – эти документы ведь не вызвали 2 года назад никакого подозрения у таможенников.
– Почему же сразу, когда машина проходила оформление, таможенники не проверили по базе год её выпуска? – спрашивала у представителей департамента таможенного контроля женщина.
Но в ответ слышала только одно: доплатите. Мало того, таможенники возбудили уголовное дело. Как оказалось, подобных грузовиков «DAF», у которых в документах был «левый» год выпуска, оказалось немало. Таможенники признавали, что те, кто купил, вроде и не виноваты, так как документы не подделывали. Но платить всё же при этом должны. Так, к примеру, Галина АГАФОНОВА, которая в мае 2012 года купила тягач «DAF», который, как оказалось, был на 2 года старше, чем в документах, теперь должна таможенникам более 6 миллионов тенге. Виктории ГРИШИНОЙ за 2 машины «DAF» и одну «VOLVO» насчитали более 20 миллионов тенге. Супруги ПОТЯКИНЫ по тем же основаниям оказались должны казне более 13 миллионов тенге. Супругам Нуждиным «накрутили» более 19 миллионов.
– Но мы, получается, сами жертвы. Нас ведь обманули и продали старые машины, – объясняли таможенникам те, кто купил злополучные «DAF».
Таможенники кивали головами, соглашались, но упорно подавали в суд и взыскивали с ни в чём не виноватых людей миллионы. Одним из главных аргументов таможенников было письмо ТОО «Босфор моторс».
– В суде нам никто не показал дилерский договор, где говорилось бы, что «Босфор моторс» действительно официальный дистрибьютор завода «DAF», – говорит представитель ответчиков Болат НАБАТОВ.
На вопрос, может ли пусть даже и официальный дилер давать данные о дате выпуска машины, и насколько эта информация достоверна, таможенники ответа не дали. Дистрибьюторские полномочия «Босфор моторс» таможенники подтвердить в суде не смогли.
– Я могу тоже сейчас на своём офисе прибить табличку с названием, что я официальный дилер, к примеру, «Мерседеса», и выдавать авторитетные письма. Но будет ли такая информация достоверной? – говорит юрист.
Таможенники предоставили в суд информацию не завода–производителя машин, а фирмы, которая, по их мнению, авторитет. Взыскивая миллионы с хозяев машин, суд ссылался на то, что они не обжаловали уведомление таможенников о доначисленных миллионах.
– А как мы могли обжаловать? – недоумевают должники. – Ведь суд до окончания расследования уголовного дела не будет рассматривать наши иски.
Круг замкнулся. Суд признаёт, что покупатели и вправду могли не знать, что покупают машину не того года, что в документах, но… должны заплатить. А в одном постановлении суда вообще сказано, что хозяйка машины при её оформлении должна была найти официальные компании–дилеры «DAF» и «VOLVO», запросить у них информацию о дате выпуска машин и только потом оформлять авто. То есть проделать работу, которую, по сути, должна делать таможня. Но наши таможенники почему–то только через 2 года почувствовали неладное и стали делать такие запросы. Если бы они сделали это раньше, то таких проблем не было бы ни у людей, ни у государства. Почему спустя столько времени они начали терзаться смутными сомнениями о подлинности документов на машины, которые до этого сами беспрепятственно оформили?
Кроме того, хозяевам злополучных машин непонятно, как эксперты сделали вывод о том, что техпаспорта на их машины, где якобы указан поддельный год выпуска, – липовые.
Какой образец техпаспорта эксперты посчитали за подлинный? Машины, согласно ответу Интерпола, в списках угнанных не значатся. Номера на двигателях и кузовах машине не перебивали, и они совпадают с теми, что в техпаспорте – и это также подтверждается экспертами. Так в чём же вина тех, кто несколько лет назад купил машины?
Имущество должников уже описано, неизвестно, сколько ещё таких машин вдруг станет искать наша таможня. А главное, так и непонятно, за что же будут платить их хозяева и в чём они будут виноваты.