Старшеклассники ходят в школу «для галочки»
Депутат предлагает в два раза сократить количество школьных предметов у старшеклассников.Казахстанское образование регулярно реформируется. При этом, как показывают международные экзамены, особой пользы реформы школьникам не приносят. Как уверена депутат мажилиса, а в прошлом – директор одной из Назарбаев интеллектуальных школ Жулдыз СУЛЕЙМЕНОВА, знания школьников мог бы существенно повысить опыт НИШ, однако почему-то обычные школы перенимать его не торопятся. В чём принципиальное отличие интеллектуальных и рядовых школ, и как его можно нивелировать – в материале «Голоса народа».
После масштабной реформы, проведённой несколько лет назад, профессия учителя стала очень уважаемой, почётной и желанной среди абитуриентов: высокая зарплата, сниженная, по сравнению с тем, что было ещё лет 5 назад, нагрузка. Но, как подчёркивает Жулдыз Сулейменова, надо двигаться дальше. И новая задача – сделать так, чтобы повысился не только авторитет учителя, но и знания учеников.
«В настоящее время мы наблюдаем, что родители старшеклассников всё чаще обращаются к репетиторским центрам. Каждая семья, имеющая ребёнка в выпускном классе, стремится обеспечить ему достойное будущее, помогая подготовиться к ЕНТ, сдать IELTS и успешно поступить в университет. В условиях, когда практически каждая семья вкладывает деньги в репетиторство, возникает вопрос: зачем тогда повышать зарплаты учителям, если родители сами оплачивают дополнительное обучение детей?» - недоумевает депутат.
Если значительная часть подготовки к экзаменам происходит вне школы, на плечах репетиторов, то какова роль традиционного образования?
«Зачем наши дети изучают 16 предметов, многие из которых не пригодятся им в дальнейшем? Какую ценность имеет школьный аттестат, если для поступления в университет и успешного старта в жизни важны только результаты репетиторства и внешних экзаменов?», - продолжает задавать неудобные вопросы Жулдыз Сулейменова.
До депутатства она много лет проработала в структуре НИШ и твёрдо убеждена: опыт интеллектуальных школ вполне спокойно можно адаптировать в обычных. Особенно сейчас, когда учителя стали получать хорошую зарплату.
«Одно из принципиальных отличий системы образования в НИШ – отказ от непрофильных предметов. Если в обычной школе старшеклассник изучает 16 дисциплин, то в НИШ – 7-8 в зависимости от выбранного профиля. При этом в обычной школе экзамены проводятся в 9 классе, а потом в 11. Но в 11 классе экзамен идёт не по всем предметам, а по нескольким выбранным. В то же время в НИШ экзамен по всем предметам проводится ежегодно. То есть идёт постоянный контроль качества обучения», - объясняет принципиальную разницу Жулдыз Сулейменова.
Как и многие старшеклассники, мажилисвумен не может понять – зачем в обычных школах так много предметов, если они, по сути, никому не нужны: дети толком не занимаются, а школа это никак не контролирует.
При этом есть вопросы и к самой методике преподавания в обычных школах.
«Если проанализировать учебные программы по информатике, то можно заметить разницу между программами по информатике в интеллектуальных школах и общеобразовательных школах. В общеобразовательных школах информатика преподаётся по старым языкам программирования, обновлений мало. Информатика преподаётся 1-2 раза в неделю, при этом темы разбросаны – к примеру, начало изучения языка программирования Python в 6 классе - несколько уроков, а продолжение только через год. Если сравнивать с интеллектуальными школами, то учебная программа по программированию там регулярно обновляется. Информатика преподаётся 3-5 раз в неделю. С 8 класса изучается язык программирования C++, и ученики применяют линейные, разветвлённые и циклические алгоритмы», - рассказывает Жулдыз Сулейменова.
Как итог – на выходе из школы выпускники НИШ могут успешно поступать в любой технологический вуз, а выпускники обычной школы вынуждены брать репетиторов.
Как уверена Жулдыз Сулейменова, именно эти темы необходимо обсуждать. Однако пока в минпросвете не ответили даже вице-премьеру Тамаре ДУЙСЕНОВОЙ, которая в ходе августовского совещания педагогов тоже высказала сомнения в необходимости таких предметов как «Религиоведение», «Финансовая грамотность», «Основы бизнеса» и других, включённых в школьную программу за последние годы.