Соло для детского голоса
В военные годы в Актюбинске работало три детских дома, ещё несколько располагалось в районах области. В одном из них, Польском детском доме, документальных сведений в архиве сохранилось почему–то немного. По большей части это телеграммы, наклеенные прямо на ветхие газеты, объяснительные и постановления. О жизни самой детворы – лишь жалкие крупицы:
«…Ввиду согласия наркоминдела на выезд некоторого количества польских детей сирот до шестнадцати лет посольство намерено приготовить высылку группы около сорока детей Аккемира через Ашхабад в Иран тчк Могут выехать дети которые в состоянии перенести длительное путешествие зпт без инфекционных зпт глазных болезней тчк Необходимо срочно начать организацию группы детей находящихся в положении сирот зпт приготовить сборный пункт предусматривая соответственно подготовленное помещение и питание выезда…»
(Из телеграммы посольства Польскому детскому дому)
Не справились с наплывом
К концу Великой Отечественной войны количество сирот по всему Советскому Союзу увеличилось. Не обошла стороной эта печальная тенденция и Актюбинск. Уже существующие детские дома с наплывом воспитанников не справлялись.
Если верить архивным документам, изначально на 1944 год в Актюбинске числилось 1.250 сирот, однако уже в первые два месяца их число перевалило за 1.287. В детских домах и интернатах области просто не хватало свободного места, чтобы всех разместить, а также обеспечить одеждой и постельным бельём. В итоге стали планировать открывать новые детдома, чтобы в них могло проживать уже 2000 ребят:
«Обязать зав. облоно тов. Успанова открыть новый детский дом для детей школьного возраста в посёлке Кос–Истек Степного района, с контингентом на 100 человек <…> подобрать для детского дома соответствующее здание и обеспечить оборудование его твёрдым инвентарём (столы, кровати, стулья, шкафы и др.) а также выделить земельный участок не менее 50 га вблизи детдома для организации подсобного хозяйства, обеспечить организуемое подсобное хозяйство семенами картофеля, огородных и зерновых культур, а также необходимым количеством рабочего и продуктивного скота».
(Из выписки из протокола №226 п.9 засед. бюро ОК КП(б)К от 18.II.–44 г. «Об увеличении контингента детей в детских домах области (тов. Успанов)»).
Мутная вода на обед
Жилось воспитанникам детских домов, конечно, несладко во все времена, а тут и война накладывала свой жестокий отпечаток на всю повседневную жизнь. Не хватало порой самых необходимых вещей: одежды, обуви, продуктов, чистой воды, постельных принадлежностей.
«Например, из Тамдинского детдома пишут, что воспитанникам выдают хлеб с перебоями, причём полнормы и часто не пропечённый, вместо первого блюда дают мутную воду. От такого питания отдельные дети истощены и с признаками опухали. В общежитиях кругом антисанитария, постели грязные, воспитанники – девочки и мальчики помещаются в одной комнате, а некоторые даже спят вместе на одной койке».
(Секретарь обкома КП(б) Казахстана Ел. Тайбеков, 1944 год).
Негде учиться
Следили и за тем, чтобы дети получали необходимые знания, сидя на школьной скамье. Вот только из многочисленных протоколов, отчётов и докладных следует, что условия далеко не всегда располагали к учёбе. Это и не удивительно, но подробности, пусть и зафиксированные канцелярским языком на бумаге, всё равно навевают грусть:
«Для подготовки уроков в Тамдинском, Темирском, детдоме №2 организованы специальные комнаты, в остальных детдомах дети готовят уроки в красных уголках и столовых. Учебниками детские дома были обеспечены не достаточно, не хватало некоторых учебников для старших классов, тетрадей было тоже не достаточно. Отпускаемых средств на учебные расходы в сумме 33 р. в год на воспитанника не достаточно, особенно для обучающихся в старших классах».
(Зав. сектором детдомов Солдатова, 1943 г.)
Антипедагогично!
В течение летних месяцев многие воспитанники детских домов принимали участие в сельскохозяйственных работах: в посеве и сенокосе, скирдовании, уборке зерновых, сборе овощей и картофеля, уходе за скотом. Открывались швейные и столярные мастерские, в которых работали дети, оставшиеся без попечения родителей.
Случались и промахи (с точки зрения официальной политики) в воспитательной работе, которые тоже фиксировались:
«В Джурунском польском детдоме имелось на практике религиозное воспитание. Дети молились по вечерам и утрам, учебный материал был насыщен произведениями религиозного характера, на стенах висели иконы. После обследования и наших указаний формы религиозного воспитания прекращены…
… В Иргизском детском доме со стороны воспитателей и завучей применялись по отношению к детям меры антипедагогического характера /побои/».
Работы, одним словом, хватало, а вот времени просто побыть ребёнком – увы. Да и возможностей тоже: холодные и голодные годы Великой Отечественной войны просто не располагали к наличию спортивного инвентаря, детских игрушек, музыкальных инструментов, книжек.
На отдых за здоровьем
Впрочем, находили возможность и хоть немного, но насладиться детством. Пусть о настоящем беззаботном отдыхе речи и не шло, но детям–сиротам предоставлялись путёвки в санатории и на оздоровительные курорты, организовывались экскурсии:
«Всем детдомам дано указание о проведении медосмотра детей, отбор в санаторные лагеря и на курорт. Облздравотделом предоставлено 6 путёвок на курорт в Боровое. Путёвки распределены следующим детдомам: детдом №2 – 2 путёвки, Темирский – 1, Яйсанский – 2, Челкар – 1, Хобдинский – 1, Иргизский – 1…».
(Зав. сектором детдомов Солдатова, 1941 г.)
Помимо этого, оздоровительные летние лагеря были организованы и в Актюбинской области при отдельных подсобных хозяйствах. В них отдыхали, например, дети из Челкарского, Тамдинского и Уилского детдомов. Остальные просто переходили на так называемый «лагерный режим»:
«В лагерный период питание в детских домах было улучшено за счёт продуктов подхоза и дополнительного фонда. Кормили детей 4 раза в день. На проведение оздоровительной кампании было выделено 600 пайков, которые распределены <…> За летний период дети хорошо окрепли».
Конечно, это только официальные сводки, которые во все времена старались приукрасить. Но кто знает? Может, и правда перепадала на долю сирот хоть капелька обычного детского счастья.