С ранцем иностранцы
Казахско-Русский Международный университет каждый день принимает в своих стенах ребят из Узбекистана, Украины, Башкирии и даже Египта. Все они приехали в Актобе, чтобы получить высшее образование.
Будущие маркетологи, специалисты по туризму, архитекторы и бухгалтеры выбрали актюбинский вуз (КРМУ) по разным причинам. Одних устроила цена, другие рассчитали перспективы, а третьим просто приглянулся интерьер.
– Наши студенты поступили к нам по своему желанию, без всяких программ на платной основе, – говорит проректор по воспитательной работе Казахско-Русского международного университета Максат КУПИСОВ. – То есть, никто их сюда не направлял, решение получить диплом в Актобе в нашем университете – сугубо их личное желание. У всех свои причины, но, в любом случае, главная из них – тот факт, что мы выдаём диплом международного образца, что привлекательно для иностранных студентов.
А вот что рассказали сами иностранцы о том, каким ветром их принесло в наши степи, чего им не хватает в Актобе и какой сложилась их студенческая жизнь вдали от родного дома.
В своей тарелке
Алишер ХОЛТАЕВ приехал в Актобе из Ташкента и сразу признался, что недолго выбирал город для поступления. Образование в Актобе сразу привлекло его внимание своей доступной ценой и уровнем обучения, который, по его словам, гораздо выше ташкентского.
– В Узбекистане не так легко поступить, так как повсюду процветает коррупция, – заявил парень. – Окончив КРМУ я уверен, что стану хорошим специалистом. Учусь на архитектора, сейчас на первом курсе. И у меня большие планы.
Прожив в городе на Белом холме всего 3 месяца, парень уже решил, что останется в Казахстане. Может, подумает и выберет другой город, но в Узбекистан возвращаться точно не собирается.
– У меня вообще сложилось впечатление, что я вовсе и не уезжал из своей страны, как будто просто на другую улицу перешёл, – говорит Алишер. – Единственное, чего мне тут не хватает – это ташкентского солнца.
Однако, как отметил студент из Узбекистана, тепла ему не хватает только природного, а вот в душевном плане в Актобе с этим у него всё в порядке. Актюбинцы Алишеру показались очень открытыми, хоть и нетерпимыми людьми. Однако у парня уже много знакомых среди местных и приезжих, с кем он успел подружиться.
– Заметил, что тут совершенно другое мясо, – улыбается Алишер. – Поэтому иногда иду в кафе, чтобы поесть лагман, который очень люблю. Видимо, в этот момент во мне просыпается узбек. Меня воспитывали отец-узбек и мама по национальности – русская. Они смогли вложить в меня самое лучшее от своих народов. А я много вижу схожего с казахским воспитанием – уважение к старшим, например. Хотя это в любом народе ценно.
И серые степи стали родными
Актюбинское гостеприимство успели оценить и российские студенты Владислав БЕДАШ из Саратова и Шолпан БЕКИНОВА из Башкирии.
Владислав приехал в соседнее государство год назад, чтобы начать самостоятельную жизнь подальше от родительского контроля. В Актобе парень раньше приезжал к родным, и уже тогда думал о том, что хотел бы тут остаться. Желание стало реальностью. Сейчас у российского студента появились новые друзья и увлечения. Он работает на базе КРМУ над интересным проектом по разведению африканских сомов. Парень особенно отметил гостеприимство актюбинцев, которые ещё ни разу не отпустили его из своего дома, не накормив и не напоив чаем.
А вот Шолпан приехала в Актобе по зову крови и сердца. Девушка до сих пор не понимает, почему её так тянет сюда.
– Мой отец родом из Казахстана, тут много родственников, но я родилась и жила в Башкирии, – поделилась Шолпан. – Когда заканчивала 11 класс, знала, что уеду поступать в Казахстан. Меня всегда сюда тянуло магнитом. Родные, кто жил в Актобе, предложили поступить в КРМУ, и я, не раздумывая, согласилась. Всегда мечтала поскорее оказаться на исторической родине своего отца. В этом вопросе я оказалась очень патриотичной. Несмотря на то, что мне не хватает нашей башкирской природы, казахстанские серые степи для меня успели стать родными.
Шолпан уверена, что теперь навсегда останется в Актобе, будет работать финансистом, когда получит образование и оформит гражданство.
Египетские пирамиды на актюбинский тюльпан
Для актюбинских студентов присутствие на занятиях темнокожего улыбчивого парня из Египта Мухамеда КАСЕМА уже неудивительно. А вот мне стало интересно, каким это ветром занесло теплолюбивого египтянина в наш актюбинский вуз. Как оказалось, на протяжении двух лет Мухамед жил в Москве, затем в Санкт-Петербурге, а потом в Орске, где обзавёлся женой и дочкой.
– Я всю свою сознательную жизнь работаю в сфере туризма, там, в Египте, у меня очень много друзей из Казахстана, которые столько хорошего мне рассказали о своей стране, – поделился Мухамед. – А на актюбинский вуз выбор пал из-за жены, которая хотела, чтобы я учился в городе поближе к семье. Они с дочкой постоянно тут со мной живут, только иногда уезжают в Орск.
Мухамед открыл секрет, что в Казахстане ему удобнее и из-за документов. Тут не нужно делать визу, поэтому намного проще путешествовать и реализовывать свои мечты без лишней бумажной волокиты.
– Пока я только приехал, и для меня неясно, останусь я тут, или уеду с семьёй в Египет, но уже заметил, что тут люди добрее и больше похожи на египтян своей отзывчивостью и желанием помочь, чем в России. Тут обратишься за помощью или с вопросом, и тебя не отпустят, пока не решат твою проблему. Это очень приятно, не чувствуешь себя здесь чужим. Знаешь, что даже чужой поможет.
От обстрелов в актюбинское укрытие
Если первые участники приехали в наш город по собственному желанию, то Алину КОТОВУ из Донбасса в Актобе привела безвыходная ситуация.
– За всю свою жизнь я никогда не могла подумать, что окажусь в Казахстане, – начала свою историю Алина. – В моей стране началась война. Город обстреливали, по улицам ездили танки, было очень страшно жить. Не забуду момент, когда дома никого не было, и начался обстрел, отключили свет и газ, а к родным невозможно было дозвониться – тогда было по-настоящему жутко. У меня осколком убило одноклассницу, и мы понимали, что оставаться там жить было опасно.
В семье Алины есть ещё младшая сестра, отец работал один, а с началом войны у него, как и у всех, начались сложности на работе. Нужно было что-то думать, чтобы выжить. В Актобе работал друг семьи, который подсказал, что можно устроиться на местный рельсобалочный завод. Алининого папу взяли на работу, а семья приехала вслед за ним.
– Когда я сюда приехала, я попала в совершенно другую страну, с чужим языком, с чужими манерами и менталитетом, – поделилась Алина. – Было не по себе от чувства, что ты ничего не знаешь и не понимаешь, но когда поступила, сразу появились друзья, новые интересы… Я была поражена, что чужие люди оказались намного добрее и душевнее тех моих, кто остался в родных местах. Спустя некоторое время мы поехали к родным, оставшимся на Украине. И там я поняла, что хочу к себе домой – в Актобе, где уже течёт совсем другая, но моя привычная жизнь.
Временные студенты из Китая
Оказывается, за русскими именами жубановских студентов Саши, Зои, Нади и Юры скрываются самые настоящие ребята из Китая, приехавшие к нам учить русский язык. Имена ребята выбирают себе сами или по созвучию к своему родному, или по личной симпатии к имени.
Саша, которая у себя на родине известна больше как Янжуй, выбрала себе простое имя. Девушку не обижает, что она вынуждена временно сменить своё имя. Янжуй приехала в Актобе, как и все, чтобы научиться говорить по-русски. И, кстати, одна из немногих, кто успешно с этим справляется.
– Я с детства мечтала учить детей, – призналась девушка с двойным именем. – У нас в Китае почётно быть учителем. Тут мы выучим русский язык и сможем преподавать другим свой родной китайский. Знание русского языка поможет нам быть успешными в Китае.
Девушка, как и другие иностранные студенты, приехала из Урумчи. Как отметили ребята, в отличие от их города в Актобе, очень спокойно и тихо.
– Тут видно, какое голубое и чистое небо, – отметила девушка Лиза. – Здания не такие высокие, движение на дороге не быстрое, никто никуда не торопится. Но у вас очень холодно, особенно сегодня, – немного возмутилась Лиза. – Нам непривычно, когда зимой такой мороз.
После моего предупреждения, что зима у нас ещё не такая бывает, и что настоящие морозы только впереди, впервые за всю беседу у девушки сошла с лица улыбка. Минуту назад добродушная и всем довольная китаянка немного задумалась и приуныла. Пришлось её подбодрить: зимой у нас очень интересно, только не мешало бы ей утеплиться…