Руки в золоте
На эти и многие другие вопросы ответил актюбинский ювелир Евгений ПЕРЕПЁЛКИН, который работает с драгоценными металлами и камнями уже 20 лет. Более того, мастер дал несколько полезных советов, следуя которым, можно легко научиться отличать качественное золотое украшение от «пустышки» и определять настоящую цену изделий из драгоценного металла.
– В Актобе работает не меньше 27 ювелирных мастеров, с которыми мы очень хорошо общаемся, и не составляем при этом друг другу конкуренцию, – пояснил Евгений. – В нашей ювелирной братии у каждого своя ниша, свои клиенты, которые, как правило, приходят по рекомендации, а это дорогого стоит.
Евгений отметил, что для него ювелирное дело – это в первую очередь работа. Мало кто знает, насколько кропотлив труд ювелира.
На одно незамысловатое кольцо, сделанное с помощью филигранной техники, могут уйти месяцы. Можете себе представить, как сложно и кропотливо вырезать ажурные узоры или напаянные на металлический фон орнаменты и прочие «завитушки» из тонкой золотой, серебряной или любой другой проволоки.
Техникой филиграни можно изготовить все без исключения виды ювелирных украшений, только стоить они будут куда дороже тех украшений, что выполнены с помощью литья. Именно поэтому желающим получить замысловатый (да ещё и уникальный узор на своём украшении) нужно быть готовым заплатить немаленькие деньги.
Красота не всегда в простоте
– Для начала нужно пояснить, что ручная работа и литьё – две совершенно разные техники изготовления украшений, – пояснил мастер. – Например, литьё не требует кропотливой работы, и изделие будет достаточно доступно для кармана среднего покупателя, а вот ручная работа оценивается гораздо выше. Не каждый будет готов выложить тысячи долларов за уникальный «золотой набор». Мы живём в городе, где огромное количество ювелирных магазинов с широким выбором украшений, доступных среднему карману горожан. Поэтому найти истинных ценителей эксклюзивных драгоценных вещей крайне сложно.
Как отметил мастер, многие не задумываются, почему украшения в магазине дешевле, чем ручная работа. Оказывается, то, что продаётся в бутиках, сделано методом литья на заводах, где «штампуют» целую партию одинаковых серёжек, колец, цепочек. Подобным методом могут работать и сами ювелиры, только обойтись это может ещё дешевле, если дома завалялись ненужные золотые украшения.
СОВЕТ 1. Если дома много золотого лома, то гораздо выгоднее сделать украшение в ювелирной мастерской, так как не придётся переплачивать за сам материал. А заплатить за работу 7.000 – 10.000 тенге, скажем, за кольцо, которое в магазине будет стоить до 100.000 тенге – уже не кажется крупной затратой.
Но тут нужно знать, что не каждый мастер сможет в точности повторить эскиз того, что продаётся в магазине. Иногда это просто невозможно без определённого оборудования.
Коварный металл
– Многие приходят ко мне и говорят, что хотят украшение только 583 пробы, так как оно качественное, потому что советское, – отмечает Евгений. – А 585 пробу просят даже не предлагать, ссылаясь на то, что турецкое золото не может быть хорошим. Тут я должен развеять этот миф, пояснив в первую очередь, что такое проба. Номер пробы – это есть состав чистого золота на один килограмм сплава. Если в советском золоте 583 грамма на килограмм сплава, то в турецком его даже больше. Спросите, почему турецкое золото хуже? Само золото, как металл, даже лучше, а вот украшение на самом деле особым качеством не отличается.
Как пояснил ювелир со стажем, турки – одни из первых, кто стал делать дутые украшения. Массивные с виду, внутри украшения совершенно пустые, и за счёт этого стоят относительно недорого. Турки просто вынесли на рынок те украшения, которые стали доступны большинству граждан постсоветского пространства, однако спустя годы люди поняли, что качество этих изделий явно уступает советскому.
Тут нужно пояснить, что со временем по следам турок пошли и другие производители ювелирных украшений, переняв их технологию. И сейчас нельзя уверять, что турецкие ювелирные украшения хуже остальных.
СОВЕТ 2. Чтобы определить дутое золотое украшение, следует сравнить его внешний вид с весом, который указан на бирке, или попросить продавца взвесить украшение. Массивное на вид кольцо не может весить один грамм, а вот с цепочкой немного сложнее, тут помимо веса стоит обратить внимание на само плетенье. Как правило, такие плетения, как «нонна», «снейк», «ромбо», «якорь», «картье», «бисмарк» часто делают дутыми.
На учёте каждый миллиграмм
– Люди очень ревностно относятся к золоту, – отметил Евгений. – Часто не доверяют мастерам, которым приносят спаять цепочку или раскатать кольцо. Думают, что мы «отщипнём» себе лишний миллиграмм или добавим какой-нибудь сплав, вместо того, что нужно. Тут должен развеять все сомнения. Первое: мастер, который работает на одном месте годами, не будет портить свою репутацию из-за одного миллиграмма. Второе: если в золото добавлять примеси, то оно поменяет цвет, что явно сложно будет не заметить. Третье – всегда качество золота можно проверить в любом ломбарде, где разоблачить мастера будет крайне легко, и так рисковать, опять же, своей репутацией – глупо. Так рисковать могут только «залётные» мошенники, а местным чернить своё имя не к чему.
СОВЕТ 3. Обращайтесь только к проверенным ювелирным мастерам, которые работают на одном месте несколько лет подряд. Не стесняйтесь проверять своё золото у мастера, который сделал изделие, и в других мастерских для сверки.
Не всё золото, что блестит
Сложно непрофессиональным взглядом различить золотое украшение от бижутерии. Некоторые считают, что достаточно найти значок пробы, который и покажет качество золота, однако это неверно. Многие золотые украшения могут быть без специальных обозначений качества, например, те, что были сделаны на заказ у ювелиров.
Пока мы беседовали с Евгением, к нему подошёл мужчина, уверенный, что нашёл именно золотую серёжку. Обладатель «драгоценности» попросил взвесить и оценить её. Однако, даже не взяв в руки находку, мастер с уверенностью заявил, что никакой ценности это украшение не имеет.
Я, на свой женский взгляд, была уверена, что в руках у мастера золотая серьга, и поинтересовалась, не может ли он ошибиться. Но тут на застёжку «безделушки» ювелир капнул раствор, который поменял цвет изделия. Это и было подтверждением его намётанного глаза.
– За 20 лет я уже с лёгкостью могу определить подделку от настоящего золота, и уж тем более отличить бижутерию от драгоценных камней и металла, – заявил мастер Евгений. – Простому покупателю куда сложнее отличить настоящее золото от, скажем, позолоты.
СОВЕТ 4. Чтобы отличить настоящее золото, нужно внимательно его разглядеть. На нём с трудом должны быть заметны проба и другие обозначительные знаки завода-производителя. Однако под лупой на «настоящем» золоте цифры на пробе должны быть чёткими и ровными. Можно поскоблить изделие на незаметном участке: если верхний слой сойдёт, и под ним окажется обыкновенный металл – то это подделка. Но лучше отнести профессионалу, который с точностью укажет на подлинность драгоценных металлов.
СОВЕТ 5. Также нужно отметить, что в зависимости от лигатуры (примеси) сплава, золото может быть красным, белым, жёлтым, чёрным и даже зелёным. И нельзя считать, что одно может быть дороже, чем другое. Качество золота зависит не от цвета, а от его пробы, то есть количества чистого золота в килограмме сплава. Поэтому стоит задуматься прежде, чем переплачивать за, скажем, «элитное» белое золото. Оно может быть дороже из-за моды и спроса, но никак не из-за его качественных преимуществ.