Религия спорит с законом
Одним из самых обсуждаемых вопросов в обществе стало рассмотрение проекта нового закона, напрямую затрагивающего религиозную сферу. Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам религиозной деятельности и религиозных объединений» ждали давно, и было понятно, что его рассмотрение вызовет много дискуссий и разговоров.
С момента возникновения опасных экстремистских тенденций и искажения истинных религиозных мировоззрений, наше общество стало нуждаться в государственном контроле и регулировании острых вопросов, касающихся религиозных разногласий.
Однако, вместо ожидаемой ясности, после презентации проекта закона ситуация ещё больше запуталась. Почему общество с недоверием отнеслось к закону о религии, и чем грозит принятие таких законов?
После публикации в социальных сетях некоторых положений, которые только планировалось ввести в законодательную базу, многим стало непонятно, как такие нелепые и смешные запреты могут повлиять на ситуацию в целом?
Один только запрет ношения бороды и коротких штанов вызвал бурю общего негодования. Как это может повлиять на решение проблем существования нетрадиционных течений – непонятно.
– Такие запреты затронут не только людей, чьи мировоззрения отличаются от истинной религии, – говорит теолог Асланбек ТЫНЫШТЫКОВ. – Под ударом окажутся и другие граждане, которые носят бороду или короткие штаны потому, что это всего лишь веяние моды.
Запреты не помогут
Запрет носить бороду и короткие штаны отменили, но на этом не остановились. Правительство решило зайти с другой стороны и ввело «запрет на ношение предметов одежды, препятствующих распознаванию лица в общественных местах, использование, ношение и распространение в общественных местах внешних атрибутов и предметов одежды, демонстрирующие принадлежность к деструктивным идеологическим течениям».
Проблема ношения «хиджаба» стала очень остро восприниматься обществом, которое разделилось на тех, кто поддерживает запрет, и тех, кто не видит в этом проблему. Даже напротив, пытается донести до общества, что ношение религиозной одежды в демократическом государстве – всего лишь право, которое изъявили некоторые граждане.
Сегодня остро встал вопрос о ношении религиозной одежды в государственных учреждениях, особенно в школах.
– Ислам не призывает девочек, не достигших совершеннолетия, прикрывать своё тело, – говорит теолог Асланбек. – Поэтому, когда второклашки или даже ученицы среднего звена надевают платки и длинные юбки – это не обязательно для религии. Они ещё маленькие. Другой вопрос, что сами родители настаивают на этом. С такими родителями нужно говорить на эту тему, объяснять. Но ни в коем случае не действовать кардинально! Запретами или лишением возможности учиться школьницам в платках можно только усугубить обстановку. Мы не должны ущемлять чужие права.
Асланбек Тынышбеков считает единственным решением данной проблемы создание специальных школ, где будут преподавать одни женщины, где даже охранник не может быть мужского пола.
– Вот в таких школах девочки из глубоко верующих семей могли бы ходить без платков и в специальной школьной форме, – уверенно заявляет теолог. – Конечно, открыть сегодня такие школы немного сложно. Но пока можно в общеобразовательных школах прикрепить теологов, психологов, которые смогли бы объяснить родителям, что ношение школьной формы по уставу – обязательно!
Девочкам в платках не дают учиться
На фоне шумихи вокруг обновлённой программы, переизданных учебников и трёхъязычного обучения естественным наукам появились новые разногласия. В каждой второй школе города Актобе ученицы в платках столкнулись с тем, что им запрещают носить повседневную одежду. Директора и завучи пытаются объяснить родителям, что действуют по приказу министерства образования РК, в котором чётко прописаны нормы, касающиеся ношения единой школьной формы.
Администрацию школы можно понять. Если разрешить одному носить то, что он хочет, завтра таких поблажек захотят и другие. А школьный устав писан для всех.
– В первую очередь нужно понимать, что такие запреты ущемляют права граждан, – говорит теолог. – Споры и разногласия из–за таких правил могут привести к разжиганию межнациональной розни, что очень опасно.
Это проблема «верхов», которые столкнули лбами простых граждан. Сегодня некоторые родители воюют с директорами школ, запретившими школьницам ходить в школу в платках. Недовольные пишут заявления в полицию, обращаются за помощью в горОО. Директора же объясняют, что не имеют права идти против школьных правил, установленных министерством.
Нужно отметить, что проблема только набирает свои обороты. Принятие ряда законов вместо того, чтобы разрешить некоторые вопросы, напротив, только усугубило ситуацию в обществе.
Жители села Кенкияк попросили у акима области открыть детский садик «халяль». На это обращение управление образования Темирского района ответило отказом. Так как товары, поставляемые в детские садики, должны соответствовать санитарно–эпидемиологическим нормам.
– Должен сказать, что казахстанскому обществу сегодня требуется открытие таких садиков с питанием «халяль» и частных школ, где могли бы учиться девушки из глубоко верующих семей, – говорит теолог. – Государство должно защищать всех членов общества одинаково, вне зависимости от того, какие у них взгляды и мировоззрения.
Закон писан для всех
Однако не совсем понятно, кого от кого защищать нужно. Вопрос касается отправления религиозных культов в учреждениях, где по уставу им нет места. Как бы строго это ни звучало, но какая религия может быть на заводе, когда идёт непрерывный процесс производства, а рабочие отвлекаются по своим личным религиозным делам?
Если завтра на плавильный завод придут в религиозной одежде, а она не соответствует нормам безопасности, её в целях сохранности собственного здоровья заставят заменить на валенки и суконку. На местном заводе ферросплавов действительно запрещают носить бороду плавильщикам, так как респиратор не прилегает плотно к лицу, и из–за любой попавшей на бороду искры может случиться трагедия. Заводу и законов ждать не нужно, у него есть свои производственные правила и нормы.
На презентации поправок в законодательство, касающихся религиозной сферы, обсудили и вопрос посещения госслужащими религиозных учреждений в рабочее время. Закон оказался против этого. Только объясняется этот запрет тем, что сотрудники государственных учреждений не должны демонстрировать свою религию публично.
В рабочее время нужно работать. Конечно, ни одна религия не будет поддерживать публичной демонстрации своей веры. Это должно быть в душе, не напоказ. Но прийти в церковь или мечеть может каждый в свободное от работы время. Законы не запрещают человеку верить или придерживаться своих личных взглядов, законы регулируют общественные нормы, которые каждый гражданин должен соблюдать.
В Казахстане очень много различных религиозных организаций, нетрадиционных течений, которые имеют свои убеждения и правила. И общество достаточно благосклонно относилось к каждому из них, пока это не вылилось в попытки внести свои изменения в существующий правопорядок с установленными законами, нормами и уставами.
Если государство станет идти у каждого на поводу, принимать чужие убеждения за общественную норму – к чему это может привести, можно только догадываться.