Ондасын УРАЗАЛИН, аким области: «Я категорически запретил вырубать деревья!»
Когда Актобе станет миллионником?
Как будут решаться проблемы общественного транспорта?
И что связывает главу региона и телекомпанию РИКА ТВ?
«Эврика» предлагает читателям наиболее яркие моменты из высказываний главы областной администрации.
«По качеству дорог – последнее место»
– Актюбинская область по темпам и уровню социально-экономического развития находится в числе лидеров в нашей стране. Очень много было сделано в этом отношении, решено много проблем. Я больше 12 лет проработал в столице и теперь, посещая районы, с удивлением узнаю, что многие проблемы, требовавшие решения, уже решены. Например, вопросы, касающиеся газификации, водоснабжения населённых пунктов. В Айтекебийском районе мне рассказали, что построена железная дорога, о чём мы раньше и мечтать не могли. Построена хорошая автомобильная дорога, которая связала нас со столицей. Это позволило оживить район. Во многие населённые пункты проведены газ и вода. И вот в одном селе встаёт аксакал и говорит: «А теперь, пожалуйста, постройте у нас центральную канализацию». И этот вопрос меня, по-хорошему, приятно удивил – у людей растут запросы. Ты начинаешь понимать, что качество жизни у людей серьёзно изменилось.
В этом году мы планируем построить не менее миллиона квадратных метров жилья – это 8.700 квартир. Такие темпы есть только в крупных городах.
А проблемы были, есть и будут. Первое, что бросается в глаза – качество наших дорог. Мы должны признать, что сегодня мы занимаем по этому показателю последнее место.
«Проблемы экологии не решаются за один день»
– Давайте исходить из того, что проблема экологии – разносторонняя. К сожалению, в плане неприятного запаха в городе мы являемся «лидерами» – занимаем 4-е место в республике. Радоваться этому не приходится…
Что касается вопросов канализации… За последние 20 лет население города выросло в 2 раза. Это даёт очень большое напряжение на инфраструктуру. Проблема вывоза мусора тоже стоит.
Со стороны правительства есть понимание того, что в Актобе надо обновлять канализацию и систему очистных сооружений. Предварительную работу мы уже начали. Понятно, что не за один день, но мы будем это решать.
Что касается выбросов. Надо отдать должное предприятиям – они вкладывают значительные средства в решение данной проблемы.
То, что касается берегоукрепительных работ. Данный проект, конечно, изготавливали на тендерной основе. Его цель – не допустить повторения разрушительного паводка недавнего времени. Проект разрабатывался в Алматы. Проектировщики сделали свои расчёты, с ними можно соглашаться или нет, но под них правительство выделило значительные средства. И теперь эта работа проводится.
Для меня, как для человека, который родился и вырос в Актюбинске, природа вокруг города, места отдыха – не пустой звук. И, естественно, когда я увидел, как строители разрушают, вырубают деревья, вызвало у меня тоже возмущение. Я в категорической форме запретил производить вырубку! Хотя, по проекту, в некоторых местах она требуется.
К сожалению, до меня через социальные сети доходит информация, что нет-нет подрядные организации снова пытаются вырубить. Я обращаюсь к актюбинцам с просьбой: если станут свидетелями бездумной вырубки деревьев, незамедлительно сообщить. Что, в принципе, наши жители и делают. Я думаю, это правильно – мы все живём в этом городе.
Параллельно с вырубкой идёт и посадка деревьев. Но вырубить дерево можно за один час, а чтобы оно выросло, нужны годы.
«Актобе – хороший город, и люди хотят здесь жить»
– У нас в области проживают 870.000 человек. Даже если все жители области переедут в Актобе, то мы цифры в 1.000.000 не достигнем. Тогда встаёт вопрос: сделать Актобе настолько привлекательным, чтобы жители других регионов посчитали возможным приехать к нам.
Но вы понимаете, что в одночасье такой вопрос решить невозможно.
Когда люди переезжают куда-то? Когда там есть комфортные условия для проживания и уровень доходов позволяет вести достойный уровень жизни. Когда спрашиваешь тех же многодетных матерей: как вы оказались в Актобе и почему проживаете в стеснённых условиях, то выясняется, что, по их словам, Актобе – хороший город, и они хотят здесь жить.
С одной стороны, это радует. Но с другой: какой громадный блок проблем сразу возникает!
Мы понимаем, что задача создания города-миллионника, если даже ускоренными темпами её решать, теоретически может быть воплощена к 2030 году. Для этого нужно и решать инфраструктурные вопросы, и повышать инвестиционную привлекательность города.
Есть такие расчёты, что когда население города достигнет 1 миллиона жителей, он сам себя окупает. Если мы раскроем потенциал нашего города дальше, используя его географическое положение, транспортно-логистические возможности, то тогда многие жители близлежащих регионов посчитают возможным и необходимым приехать в наш город.
Это – неизбежный процесс. Процесс урбанизации идёт во всём мире ускоренными темпами. Глава государства приводил точку зрения одного зарубежного учёного, что порядка 600 крупных городов мира будут определять в будущем развитие нашей цивилизации. Я бы хотел, чтобы в этом процессе Актобе не оказался в аутсайдерах.
«Молодёжь на скейтбордах у акимата – это нормально»
– Я был свидетелем одной такой сцены, когда парень с девушкой сидели в кафе. На протяжении 2 часов она смотрела в одну сторону, уткнувшись в свой смартфон, он – в другую. Это они так «общались». Я не сторонник таких вещей.
Хотел бы, чтобы в каждом микрорайоне, каждом дворе существовало место для активного занятия спортом.
Что касается мест отдыха – смотря кто что выбирает. Возле памятника Абилкайыр хану вижу много ребят, которые катаются на скейтбордах. И это нормально. Кому-то нравится так, кому-то – почитать книгу, выехать на природу.
Понятие «активные места для отдыха» очень широкое. Наша задача – предоставить возможность для всего спектра этих запросов. В этом отношении мы хотели бы получить предложения и от самих жителей.
«Решаем вопрос административно-силовыми методами. К сожалению»
– Один из основных вопросов, что поднимают жители, – работа общественного транспорта. У нас – 2 автоперевозчика. Сказать, что они и городские власти ничего не делают, нельзя. И в этом году городской акимат берёт в лизинг большое количество автобусов. Но одно дело – решение материально-технической базы, чем мы, конечно, будем заниматься. Другое – вопрос культуры водителей и пассажиров.
Это – проблема не только Актобе, но всех больших городов. Одно дело – кто-то решает её успешно, а кто-то – не в состоянии. У нас, к счастью, до транспортного коллапса не дошло, но проблема существует.
Обсуждается вопрос размещения в городе нескольких паркингов, где бы размещался транспорт, прибывающий из сельских районов, и транзитный. А люди бы развозились по городу общественным транспортом. Я пока не готов поддержать это предложение, говорю лишь о том, что такое решение обсуждается. Это должна решать общественность, и инициатива не должна стать личной блажью того или иного акима. Если эта схема приемлема, то какую-то транспортную нагрузку она снимет.
Но мы должны иметь в виду, что город быстро растёт и увеличивается число людей, владеющих личным транспортом. И запретить покупать автомобиль мы не можем.
Немаловажный аспект связан с введением электронного билетирования. Во многих больших и развитых городах пассажир вообще не ломает голову, чем и как ему расплачиваться. Есть в кармане наличные деньги – одна форма оплаты. Есть карточки для оплаты проезда, рассчитанные на сутки, месяц – другая. Можно расплачиваться и через смартфон. Мы бы хотели, чтобы пассажир в Актобе на этот счёт вообще не испытывал бы никакой проблемы. Работа в этом отношении ведётся, и мы постараемся до конца года внедрить данную систему.
По опыту других городов известно, что эта система вызывает как отдельные неудобства для горожан, так и отдельное сопротивление со стороны владельцев автобусных парков. К счастью, у двух наших перевозчиков есть понимание, что данные меры необходимы. Они помогут в открытой форме легализовать все эти платежи. Немаловажный аспект – заработная плата водителей, которые в минимальной форме будут работать с наличными деньгами. Они станут получать более высокую зарплату, и тогда с них можно требовать и культуру вождения, и культуру общения с людьми.
Это – комплексная проблема, и мы ею занимаемся. Задача такая поставлена.
Хочу сказать по пассажирским перевозкам не только в городе, но и области. Во многих населённых пунктах существуют частные такси, так называемые «бомбилы», которые монополизировали эту сферу. Они не платят налоги и самопроизвольно могут взвинтить цену за проезд. И это вызывает массу нареканий со стороны жителей.
Пока мы решаем вопрос, к сожалению, административно-силовыми методами. Но надо решать в рыночной плоскости. Создание общественного транспорта, который ещё и из районов обеспечит перевозку, одна из тех задач, которая перед нами стоит. Я думаю, что в ближайшее время программа по развитию общественного транспорта города и области будет разработана, и мы её представим на суд нашим жителям.