Наши традиции – это самое лучшее
Каков образ верующего гражданина в светском государстве, и что такое светскость с точки зрения священнослужителей?
Светскость – поступать по совести
Мы часто слышим о том, что Казахстан – светское государство. А что означает этот термин? В статье 1 раздела 1 Конституции РК говорится, что «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством».
Понятие «светское» означает, что государство во всех сферах жизни, в том числе и в религии, обеспечивает свободу совести человека. Светскость - это не антирелигиозность и не позволяет религии подчинить себе государство, в то же время она и не позволяет государству подчинить себе религию. Светскость - это не атеизм, а свобода вероисповедания. Есть схожее со светскостью понятие, «веротерпимость», которая означает терпимость к чужой религии, признание её права на существование. Таким образом, светскость (отсюда и светский характер общества) позволяет людям жить рядом, несмотря на их разные верования, мнения и убеждения.
Интересно узнать, как понимают термин «светскость» актюбинские священнослужители.
- Всё, что мы сейчас называем светскостью, написано в книге Библия: не убей, не завидуй, не воруй, не прелюбодействуй, - рассуждает
настоятель храма святого Архангела Михаила иеромонах Нектарий ГУЗЕВ. - Этот свод законов называется десятью заповедями. Для чего Господь дал нам заповеди? Если мы будем их соблюдать, то будем жить в нормальном, цивилизованном, правовом обществе. Но люди Библию не читают, им больше нравятся какие-то другие, более «интересные» книжки. Вот что такое понятие греха? Мы вот как думаем: грех - когда сделали что-то плохое, и Бог нас за это наказывает. На самом деле, грех – рана, которую человек добровольно наносит сам себе. Если мы ходим по гвоздям, битому стеклу, то можем поранить ноги. Нельзя убивать, воровать, обманывать! Есть непорядочные люди, которые берут взятки и просят, чтобы им ещё дали. Так вот, любой грех - это когда человек ранит себя добровольно. После совершения плохого поступка человеку очень тяжело жить. Кроме того, что Господь дал понятие, что такое хорошо и что такое плохо, он наделил каждого из нас божьим голосом, который живёт внутри нас. Этот голос божий называется совестью. И когда каждый человек будет поступать по совести, мы с вами на земле будем жить, как в раю. Но до этого нам ещё расти и расти. Вот если задать вопрос нашим горожанам: кем вы хотите, чтобы стали ваши дети? Я думаю, 90% ответят, что хотят видеть своё чадо успешными бизнесменами. И мало кто скажет, что хочет видеть в будущем своего ребёнка порядочным человеком, и чтобы он был полезен нашему государству, нашей Родине. Мы, прежде всего, хотим, чтобы наши дети сделали успешную карьеру, а надо хотеть, чтобы наша Родина процветала.
Счастье, когда свобода выбора
Если обратиться к истории, то принято считать, что идея светскости государства появилась в конце 18 века во Франции и в США. Документально закреплена впервые она была во французской Декларации прав человека и гражданина, где был прописан запрет преследования человека за религиозные взгляды и убеждения. Что касается Центральной Азии, то, по мнению политологов, регион всегда был и до сих пор является единым организмом со своим религиозным микроклиматом. Исторически на данных территориях сосуществуют многие мировые религии.
Светскость, прежде всего, подразумевает свободу выбора религии. То есть каждый гражданин вправе быть верующим или атеистом. При этом у всех граждан, вне зависимости от религиозной принадлежности или не принадлежности, одинаковые права, которые гарантирует им государство.
- У философа и экономиста Карла Маркса есть известный труд «Капитал», - говорит отец Нектарий. - И он говорил про светскость, что у каждого человека должно быть право выбора. Например, идти в воскресенье на дискотеку или в церковь на службу. Это было написано ещё до революции, и вот прошло сколько лет, а до сих пор идея актуальна. В нашем городе открываются мечети, храмы, учебные заведения, есть культурные центры, библиотеки, а с другой стороны - различные развлекательные заведения. Государство даёт право выбора каждому гражданину. А вот какой выбор сделает человек? Особенно молодой человек, который стоит на жизненном перекрёстке и выбирает себе дорогу. Куда его больше тянет? И вот здесь он может решать сам, или ему могут давать наставления его родители, советовать друзья; или даже он может найти подсказку в средствах массовой информации, поэтому СМИ должны выполнять и просветительскую роль.
Самое главное, у молодых людей должны быть примеры из жизни, на кого можно равняться, какими героями можно гордиться.
- Алия Молдагулова – смелая девушка из аула пошла на войну и так сражалась, жертвуя собой, что стала Героем всего Советского Союза, - подчёркивает батюшка. - Герои 101-й стрелковой бригады, знаменитая пулемётчица Маншук Маметова. Мы должны больше рассказывать о героических личностях, которые вошли в нашу историю. На мой взгляд, сегодня мы говорим о них недостаточно. В учебных заведениях должно быть, прежде всего, патриотическое воспитание.
Кутты болсын – Христос Воскрес!
Кроме светскости нельзя забывать ещё о наших традициях. Как говорят казахстанцы: «Только в Казахстане от казаха на Пасху можно получить смс-ку: «Салем, Катерина, Христос воскрес!» и на Наурыз - от русского: «Привет, мейрамы кутты болсын!».
- Я всегда говорю, что в Казахстане есть традиции, которых нигде нет, - подмечает отец Нектарий. - На Пасху христиане и мусульмане красят яички. И я знаю, что в некоторых семьях в этот праздник готовят бешбармак. И все вместе празднуем Наурыз и готовим национальные угощения. Наше государство - яркий пример того, как всем жить душа в душу. Это традиции и культура казахского народа и народов, которые родились и живут в Казахстане. Например, я – украинец, а родился и живу в Казахстане. И такая дружба, такая особенность есть только в нашей стране. Наши традиции надо сохранять, приумножать – это наше главное сокровище, как перстень с драгоценным камнем.
Наша страна - наша семья
Светское государство – это толерантное государство, терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции. Естественно, если население толерантно, то в такой среде трудно разжигать вражду или ненависть на религиозной почве. А значит, снижаются риски для светского государства.
- Конечно, толерантность должна быть до определённого предела, - считает священнослужитель. - Как можно быть толерантными к воровству, лжи, зависти? Эти вещи неприемлемы в обществе! Но очень хорошо, что в Казахстане есть право выбора. К примеру, у нас есть актюбинские коммунисты, люди неверующие, но мы помогаем и верующим, и неверующим. Церковь всегда открыта для всех. Я бы хотел, чтобы право выбора, право национального самосознания, у нас оставалось всегда. Наша с вами задача, верующих и неверующих - чтобы наши ценности сохранялись. А дружба между нашими народами становилась ещё крепче. В этом и заключается стабильность и фундамент нашего общества. У Казахстана ещё много направлений и путей развития. Главное, идти вперёд. Все мы хотим, чтобы наши дети росли в любви, мире и спокойствии. Давайте стремиться к тому, чтобы и в Казахстане мы жили в любви, в мире и спокойствии, независимо от веры, национальности, цвета кожи и каких-то предубеждений. Когда мы будем относиться ко всем, как к самым близким людям, к своей семье, тогда и Казахстан, и души людей, проживающих в прекрасной стране, будут цвести добротой и любовью.
Президент Казахстана Касым-Жомарт ТОКАЕВ, обращаясь к молодёжи, говорил:
- В нашей стране свобода совести гарантирована Конституцией, но следует помнить, что Казахстан согласно основному закону является светским государством. Глубокая вера во всемогущество Всевышнего должна способствовать духовному самосовершенствованию наших граждан, и особенно молодых людей, а не выставляться напоказ. Крайне важно, чтобы все мероприятия молодёжных движений имели целевой характер, были адресно ориентированными, а не проводились для галочки. Нужны реальные общественные инициативы и проекты, на деле решающие конкретные проблемы молодых граждан.
Айсулу АХМЕТОВА