Нагрели, как могли
Не успели жители Актобе порадоваться местами сомнительному небольшому снижению тарифов за коммунальные услуги, как монополисты поспешили добавить ложку дёгтя в бочку мёда. Первыми начали возмущаться те, кто не стал дожидаться квитанций и просмотрел свои задолженности на сайте «Казпочты». Через пару дней поспели и бумажные квитанции с более чем внушительными счетами за отопление. И ладно бы случай единичный, но нет: в декабре весь город «нагрелся» на сотни тысяч тенге.
Если сравнивать ноябрьские и декабрьские квитанции, разница более чем заметна. К такому сюрпризу в начале года актюбинцев жизнь не готовила.
– Мы сначала решили, что это просто механическая ошибка, – поделилась актюбинка Разия МЕДЕТОВА. – Обычно мы платим за отопление в своей квартире примерно 4.500-5.500 тенге, в этот раз вышло больше 11.000! Долгов у нас нет, решили проверить. Позвонили в «Трансэнерго», они сказали, что всё верно, и никаких ошибок нет. Выходит, надо платить?
Дважды два – пять
Письмо счастья пришло и корреспонденту «Эврики», но мирные попытки разобраться, с чего бы в квитанции указана сумма в два раза больше привычной, ни к чему не привели. Звонить оказалось бесполезно: один сотрудник переключает на второго, второй – на третьего, третий откладывает в сторону трубку и громким шёпотом интересуется у коллег, почему посчитали так. Потом, видимо, получает ответ и заверяет, что всё в порядке. Просто оплату выставили не за 30 дней, как обычно, а за 40.
Возникает вполне логичный вопрос: почему за «лишние» 10 дней надо платить сумму едва ли не больше той, что обычно накапливается за месяц? Ведь по логике вещей надбавка должна составить примерно 30% от суммы – это понятно и разумно, и никаких вопросов бы не вызвало.
– Расчёты верны, у вас, видимо, с математикой плохо, – заявила по телефону сотрудница «Трансэнерго», представившаяся Айнур, и на этом разговор был окончен. Альтернативная математика слишком сложна, чтобы с ходу придумать достойный аргумент.
Как же так?
Вот только при любом расчёте даже у лучшего математика не получается понять, почему за 10 дней надо платить, как за 30. Ответ скрылся в мелочах. В графе «Тариф» в платёжной квитанции за ноябрь указано 83,78 тенге, а в декабре, прямо накануне снижения, стоимость внезапно выросла до 143,83 тенге. С чего и почему – никто так и не понял.
Актюбинцы терпеть такие изменения молча не стали и начали атаковать «Трансэнерго», но – увы.
– Я сама сходить не могу, – поделилась пенсионерка Лидия Константиновна. – Начала звонить, а они трубку не берут. И так каждый раз. А потом говорят: бабушка, всё правильно, вы посчитайте. Я считаю – у меня не выходит 13.000. А у них выходит. Как же так?
Есть и те, кто поехал в «Трансэнерго» разбираться лично. В расчётном отделе пусто не бывает – если понаблюдать, по 5-6 человек стабильно пытаются допытаться у сотрудников, почему счета вышли такие космические. Но заканчиваются такие попытки добраться до истины всё равно возле кассы или электронных терминалов.
– У меня квартира в 11-м микрорайоне, – поделился актюбинец Абылай. – В этом месяце получилось в два раза больше, чем обычно. У всех так, кажется. Но я оплатил. А что поделаешь? Ничего не поделаешь. Я даже жаловаться никуда не хочу.
Ничего не было. Вам показалось
Жалоб монополист, как оказалось, и не ждёт. Через пару дней после начала скандала в сети появился официальный комментарий:
– В связи с многочисленными жалобами, хотелось бы пояснить. Повышения тарифа за услуги АО «Трансэнерго» не было. Наоборот, с 1 января 2019 года планируется его понижение на 10%. Начисление было произведено по показаниям общедомового прибора учёта на состояние 31 декабря 2018 года, – объяснила начальник отдела реализации тепловой энергии АО «Трансэнерго» Венера ТАПАЕВА.
Актюбинцев, впрочем, короткое видео в «Инстаграм» не впечатлило. Отчего же при понижении тарифа итоговая сумма повысилась, никто так и не понял. Добиться более дельного комментария оказалось куда сложнее.
Тайны Мадридского двора
Начать стоит с того, что на брифинг в «Трансэнерго» звали далеко не всех. О том, что он вообще будет проводиться, редакция «Эврики» узнала совершенно случайно, через третьи руки, никаких предварительных звонков или писем в редакцию не поступало, а телепатией и даром предвидения мы, каемся, не владеем. Так или иначе, объявление о том, что монополисты выступят с официальным комментарием, появилось в отдельном чате в мессенджере, а чат этот доступен далеко не всем представителям прессы. И появилось оно только поздно вечером в воскресенье.
Утром же в понедельник охранник в «Трансэнерго» долго хлопал глазами и пытался понять, куда и зачем понадобилась пресса, а потом развёл руками: якобы его не предупреждали, что кто-то вообще придёт. Пока ждали, мимо пробегающие сотрудники компании, наспех готовящие пресс-релизы, несколько раз успели уточнить, откуда же всё-таки стало известно про брифинг. Видимо, приглашение и правда предназначалось лишь для своих. Но когда и кого это останавливало?
Сэкономить не получилось
А с официальным комментарием от монополиста выступал заместитель председателя правления АО «Трансэнерго» по маркетингу и сбыту Ерболат КИСЫКОВ.
– Во-первых, хочу официально уведомить наших абонентов, что роста и повышения тарифов за декабрьские счета не было, – заверил он. – Во-вторых, расчётный период в связи с завершением календарного года был взят с 20 ноября по 31 декабря 2018 года. Поэтому большая часть наших жителей получили квитанции с увеличенным объёмом потребления на основании общедомового прибора учёта.
Одним словом, в «Трансэнерго» действительно никаких проблем в упор не видят, более того, заверяют, что все расчёты верны и точны. Просто расчёты брались по тем самым хвалёным общедомовым счётчикам, которые должны были помогать людям экономить. А на деле вышло совсем наоборот.
Обогрев для небедных
Альтернативную математику в «Трансэнерго» этими самыми счётчиками и объяснили.
– Расчётный период – с 20 ноября по 20 декабря, плюс мы включили оставшиеся дни до завершения календарного года и начислили получившуюся сумму. Плюс влияет увеличенное потребление вашего дома на основании общедомового прибора учёта. То есть увеличились и потребление, и количество дней, – уверенно заявил Ерболат Кисыков.
Если разобраться, то получается следующее: раньше актюбинцы платили за 30 дней, в этот раз – за 40. Лишние 10 дней при нормальных расчётах означают увеличение итоговой суммы всего лишь на треть, но никак не в два-три раза. А специалисты винят счётчики и погоду. Якобы, если в доме установлен общедомовой счётчик, он автоматически замеряет температуру и регулирует подачу тепла. Чем холоднее, тем больше он греет, и наоборот.
Вот так посмотришь на квитанцию и понимаешь, что общедомовой счётчик весь декабрь провёл в глубоком отпуске где-то во льдах Антарктиды, а не в актюбинском относительно тёплом в нынешнем сезоне декабре. Иначе эти цифры не объяснить.
Это тариф, но не тариф
Что же касается увеличенных тарифов, диалог состоялся и вовсе замечательный по многим параметрам. В ход пошли платёжные квитанции за пару месяцев.
– В квитанциях за ноябрь тариф от «Трансэнерго» указан 83 тенге с копейками, в декабре – уже почему-то 143 тенге. Почему такая разница?
– Разрешите внести ясность. Повышения тарифа не было. Это не тариф, официально заявляю, это начисленная сумма. Тариф у нас единый, который утверждён департаментом по защите естественных монополий. Он у нас один. Сумма начисления вышла за ваше потребление тепловой энергии. Большая часть населения путает тариф. Это не тариф.
– Но в графе указано слово «тариф».
– Как я раньше заметил, у нас единый платёжный документ. В едином платёжном документе указания тарифа нет. Ранее в прошлом году до объединения в ПД (платёжный документ. – К.В.) мы распечатали проект квитанции, в распечатке был ошибочно тариф. Но его нет.
– Но вот же оно, посмотрите.
– А… Ну, это применимо…У нас тариф единый. В связи с этим прошу вас как представителей средств массовой информации поддержать нас. Оно у нас законно утверждено, – заключил Ерболат Кисыков.
Из чего же, из чего же, из чего же?
Многие актюбинцы намеревались писать жалобы в местный департамент комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей, однако поспешим разочаровать: антимонопольщики в этом споре заняли сторону вовсе не населения. Может быть, и не зря в своём интервью представитель правления «Трансэнерго» оговорился и назвал их «департаментом по защите естественных монополий».
– Из чего состоит тариф, который указывается в квитанции? – рассуждает главный специалист актюбинского АРЕМ Жаслан КАРТЫНБЕТОВ. – В нём указывается, какой объём гигакалорий потребляет дом, поэтому он и меняется каждый месяц. Например, в ноябре может быть 70 тенге, в декабре-январе – 120 или 140 тенге, потому что это холодные периоды. В них расходуется больше тепла для поддержания температуры: +21 по СНиПовским правилам. Расчёт делается так: допустим, общедомовой прибор учёта в месяц потребляет 300 Гкал, а общая площадь дома – 3.000 квадратных метров. Соответственно, гигакалории делим на квадратуру и получаем, сколько нужно заплатить за один квадратный метр. Далее исходим из этого. Если квартира составляет 60 квадратных метров, то мы это количество метров умножаем на полученную долю – и выходит итоговая сумма.
У монопольщиков и антимонольщиков всё звучит слаженно и ясно, вот только счета актюбинцам пересматривать никто не собирается, как бы кто ни божился, что компания всегда идёт навстречу потребителям и помогает им сократить расходы. Более того, внятного ответа: чем же обычному населению выгодны эти общедомовые приборы учёта, если счета выходят большие – в «Трансэнерго» дать так и не смогли. Видимо, снижение снижением, но за оставшиеся пару месяцев жителям города придётся как следует разориться, оплачивая счета за отопление.