Куда ты, маршрутка, меня повезла?
Очередная перестановка в маршрутах началась с приобретения новых автобусов: «Казхром» проявил социальную ответственность и передал ТОО «ПАТП» в доверительное управление 8 автобусов марки «Ankai» стоимостью 26,5 миллиона тенге каждый. Сообщается, что они оснащены оборудованием для инвалидов (по крайней мере, пока перевозчики ничего от себя не скреативили) и камерами видеонаблюдения. Также указывается, что ПАТП будет ежемесячно выплачивать «Казхрому» 3.400.000 тенге, пока не погасит всю стоимость «подарка».
1 февраля транспорт отдали перевозчику, а уже со второго числа он был направлен на маршрут №40, курсирующий от микрорайона «Батыс–2» до 4–го цеха АЗФ. Актюбинцы не раз жаловались, что автобусов по этому маршруту им и правда не хватает. Теперь, уверяют в акимате, курсировать по городу будет 6 маршрутов №40 с интервалом в 15 минут.
Тут продлили, там – убрали
После пополнения на маршруте №40 освободилось 5 автобусов марки «ПАЗ». Со 2 февраля они начали обслуживать жителей посёлка Курайли. Изменилась и протяжённость маршрута: раньше из Курайли можно было доехать до Жилгородка, теперь же «пазики» отвозят людей через автовокзал, железнодорожный вокзал и доезжают до остановки «Акация». Интервал движения при этом обещали сократить.
А вот маршрут №38 и вовсе оптимизирован – то есть более не существует. Городские власти посчитали, что и 40–го более чем хватает, чтобы обслужить всех актюбинцев.
Изменения и пересадки
Кроме того, полностью изменилась схема маршрута №6.
– Автобусы будут курсировать в направлении «Микрорайон «Батыс–2» – посёлок Сазды–2». При этом у жителей посёлков Сазды 1,2 и Бауырластар 1,2,3 появится возможность добираться до центральной части города и микрорайона «Батыс–2» без пересадок. Это минимизирует затраты пассажиров, – сообщили в ТОО «ПАТП».
Чтобы компенсировать изменения, произошедшие на маршруте №6, 11–й автобус изменит конечную остановку. Теперь он будет доезжать до здания ТОО «Агран» в районе промзоны.
Миллионные долги
Изменения, которые происходят в сфере общественного транспорта, прокомментировал аким города Ильяс ИСПАНОВ.
– Мы подняли тариф до 80 тенге – это самый минимальный показатель по Казахстану, – заверил он. – Мы сделали это, чтобы два наших предприятия не обанкротились окончательно. Потому что у «ПАТП», например, на сегодняшний день имеется более 300.000.000 тенге долгов кредиторской задолженности. Мы работаем над этим вопросом и дальше.
Без положительных сдвигов
Раз уж и город растёт, то увеличение число автобусов и удлинённые маршруты – это явление не только предсказуемое, но и необходимое. Какая–то часть транспорта закупается за счёт бюджетных средств, с другими помогают инвесторы. Правда, пример того же «Казхрома» пока никто не поддержал.
– Мы ведём работу с АЗХС, – объяснил Ильяс Испанов. – Но пока положительных сдвигов нет. Они попросили нас продлить маршрут автобуса до ворот АЗХС, мы это сделали. А теперь, в свою очередь, ведём переговоры с учредителями.
GPS преткновения
А пока новая партия автобусов не подоспела, актюбинцев призвали пользоваться мобильными приложениями и отслеживать, все ли GPS–трекеры работают корректно. Жалоб на них поступает более чем достаточно, да и в спорах между перевозчиками техника для отслеживания превратилась в настоящий камень преткновения.
Вот только обычным пассажирам чаще всего всё равно, трекеры какого производителя установлены в салоне. Им просто хочется в максимально короткие сроки добраться до нужной остановки, а не мёрзнуть по полчаса на улице, ожидая автобус.
– Мы не должны забывать: если интервал короткий, автобусы ездят пустые. Это увеличивает затраты. В зависимости от пассажиропотока, количество автобусов на маршруте должно увеличиваться рано утром, в обед и вечером. В остальное время интервалы должны рассчитываться по мере необходимости, – отметил глава города.