Кондуктор в помощь
Подъёмными механизмами были оборудованы далеко не все маршруты автобусов. Специальную технику, адаптированную под нужды инвалидов, завезли в Актобе в июне 2018–го года. По официальным данным, такое обновление обошлось городу более чем в 2 миллиарда тенге. Каждый из завезённых автобусов был оснащён подъёмником для инвалидов–колясочников, стоимость одного такого подъёмника составляла около 1,5 миллиона тенге. Таким образом, на подъёмники ушло около 100 миллионов тенге.
В июне и аким города, и аким области не раз и не два приводили в пример транспорт со специальными механизмами и обещали докупить и другие автобусы с подъёмниками. Презентация прошла громко и помпезно, работу подъёмников показательно проверили.
ТАИНСТВЕННОЕ ИСЧЕЗНОВЕНИЕ. Но радовались инвалиды недолго. Прошло несколько месяцев, и пандусы в автобусах просто–напросто исчезли. Теперь колясочникам приходится потрудиться и потратить немало времени, чтобы забраться в салон. У социального предпринимателя Шахана ЖОЛДАСБАЕВА, передвигающегося на инвалидной коляске, это заняло целых пять минут.
– Для чего тогда эти автобусы вообще приобретались? – рассуждает Шахан. – Какое–то время мы подъёмниками в автобусах с удовольствием пользовались, но сейчас они убраны на всех автобусах. Конечно же, мне, как пользователю, это неприятно и очень расстраивает.
Проверку автобусам устроили члены общественного совета города Актобе. Они же и заметили, что отсутствуют не просто пандусы, но и крепления для инвалидов. Общественники заявили, что уже составили акты и будут разбираться, почему и зачем понадобилось убирать столь необходимую для части актюбинцев деталь.
ВЫ ПОПРОСИТЕ – ВАМ ПОМОГУТ. Как объяснили в ТОО «ПАТП», эта мера всего лишь временная.
– Мы сняли пандусы в связи с тем, что рассматривается их замена на механические. Это нужно, чтобы оптимизировать время маршрута и не задерживать других пассажиров, – заверил директор компании Батырбек КУАТКАНОВ.
Однако всё равно нераскрытыми остаются многие вопросы. Например, почему нельзя было оставить пандусы, пока их механическая замена не подоспела. И как же перевозчики намерены сократить время остановок, если подъём в салон одного инвалида, пусть даже с помощью водителя и кондуктора, занимает несколько драгоценных минут? Но на эти вопросы ответов пока так и нет.
А выбора у актюбинских инвалидов остаётся не так уж и много: либо пытаться добраться куда–то своим ходом, либо воспользоваться «Инватакси», которого на несколько тысяч человек, увы, не хватает.