На днях стало известно, что в начале ноября в городе Актобе начнутся съёмки криминального боевика. По словам
режиссёра Марата ЖИЛКИБАЕВА, который ранее уже представлял широкому зрителю другой свой полнометражный проект под названием «Всё возможно», актёры для фильма уже подобраны, а сценарий находится на утверждении в комитете по делам культуры и искусства.
Подробностями грядущего проекта Марат не делится. Ему хочется, чтобы зритель увидел всё своими глазами уже на премьере. Несмотря на молодость и небольшой опыт, он настроен решительно:
– Знаете, в каждой сфере есть свои трудности, сложные проблемы, которые, впрочем, можно решить. Но как? Вот главный вопрос. Начинающим всегда трудно. Но я считаю: если человек захочет чего-то добиться, то он обязательно это сделает. Если, конечно, пожелает всей душой.
Тяга к миру кино появилась у Марата Жилкибаева ещё в школьные годы. Правда, тогда он больше мечтал стать актёром, а не режиссировать. Но шанса воплотить мечту в жизнь в нашем городе ему так и не представилось, поэтому и возникла идея с созданием собственного фильма.
В кругу семьи затею поддержали. Однако нашлись и те, чьё отношение оказалось достаточно скептичным.
– Со стороны семьи всегда есть поддержка, – рассказывает Марат. – Но были и те, кто вообще не воспринимал меня серьёзно. Многие считали, что это невозможно. Но, в любом случае, критика – это хорошо, без неё нет роста.
На втором фильме режиссёр останавливаться не планирует. Он признаётся, что в будущем хотел бы поработать в сфере экшн. А ещё – попробовать получить специализированное образование: учиться никогда не поздно, а перед поступлением разумнее испытать себя в выбранном направлении.
– Киноиндустрия Казахстана начала развиваться с огромной скоростью, – считает Марат Жилкибаев. – У нас есть большие перспективы. Наши фильмы даже начали показывать в других странах. Это говорит о том, что в скором времени мы займём своё место в мировом прокате.
Гарантию успеха актюбинский режиссёр видит в хорошо подготовленном и продуманном сценарии. Однако вопрос о том, что же именно должен включать в себя идеальный сценарий, так и остаётся открытым. Сколько фильмов, столько и сценаристов, и угодить абсолютно всем зрителям вряд ли получится. Но попытка – не пытка.
КИНО – ЭТО ЧЬЯ-ТО ИСТОРИЯ
Кинорежиссёры Серик АЙЖАНОВ и Еркебулан ЗАКИРОВ долгое время работают в тандеме. Они тоже уверены, что будущее у нашего актюбинского кинематографа есть, он неустанно развивается. И даже находит своих почитателей за пределами страны. Например, картина «Запрет на жизнь» в 2009 году стала победителем шестого всероссийского кинофестиваля «Встречи на Вятке».
– Когда закончился просмотр в зале фильмов-призёров, заиграла домбра, – вспоминает Серик Айжанов. – И весь зал начал аплодировать. Меня восхитило, что где-то далеко в России люди прочувствовали этот, казалось бы, простой инструмент. Всего две струны, но они тронули души жителей древней земли Вятки.
Об актюбинском фильме говорили по всей России: от Калининграда до Владивостока. Это событие послужило прекрасным стимулом двигаться дальше, создавать новые проекты. Через некоторое время на экраны вышел кинофильм «Девушка и голуби», а затем и третий – «Бедный богатый жених». В будущем планируется ещё пять, среди них и военный фильм, и детский, и сатирическая драма. Все они будут также сняты в Актобе, за исключением «Матросского танца»: действие в сюжете разворачиваются на Азовском море, а потому предполагается настоящая киноэкспедиция. Правда, не в Азов, а на Каспий: приходится считаться с бюджетом.
– Изначально основная проблема – это финансы, – делится Серик. – К сожалению, кино без денег снимать невозможно. Очень энергоёмкая техника, большие затраты. Это единственный синтетический вид искусства, который вмещает в себя множество аспектов: и словесный материал, и видео, и музыку.
Впрочем, именно безграничность киноискусства, по словам режиссёров, и привлекает больше всего. В нём буквально не существует границ: одна задумка легко видоизменяется и превращается в другую, а отдельные жанры и направления разграничить, пожалуй, сможет только тот, кто очень хорошо подкован в вопросе. Но пока настоящих специалистов найти тяжеловато, приходится учиться по ходу дела, опираясь на собственные ошибки и критику со стороны.
– Все привыкли критиковать – мы не против, – уверяют режиссёры. – Нужно воспринимать здоровую, правильную критику. Остальное – это всего лишь сплетни.
Правда, для критики хорошо бы сначала обзавестись достаточным количеством конкурентов, которые послужили бы прекрасным стимулом в работе.
– Чтобы стать мегаполисом, нам нужна своя элита, – делится соображениями Еркебулан Закиров. – Нужны художники-постановщики, киностудии, актёры, народные артисты. Здоровая конкуренция – это хорошо, её нельзя бояться.
Тут же приводят в пример юг нашей страны, в частности, Шымкент. У них и менталитет немного другой, ближе к индийскому кинематографу. Запад же (и Актобе в том числе) словно принял нейтральную позицию: это и не Европа, и не Восток. Для создания хорошей картины приходится учитывать и такие особенности.
Так каких же фильмов требует «наш» зритель?
– Кино – это зрелищный вид искусства, – объясняет Серик Айжанов. – Но оно должно нести в себе и некоторые воспитательные моменты. Голливуд – это сплошной аттракцион: то кровь брызжет, то крокодил на зрителей бросается. Но у нас свои культура и мировоззрение, мы воспитаны иначе.
Получается, что кино – это чья-то история, преподнесённая в несколько изменённом, художественном виде, чтобы заинтересовать, к примеру, зрителей различных возрастных категорий:
– Хочется, допустим, взглянуть на жизнь соседа. Но через замочную скважину смотреть неприлично, поэтому лучше создать фильм, рассказать историю соседа, интересные события из жизни. Мы делаем кино и называем это «санкционированным подглядыванием».
НА ВСЕ РУКИ МАСТЕР
В создании одной картины задействован целый механизм: как минимум двадцать пять человек обеспечивают слаженную работу на съёмочной площадке, а то и больше. И снова сказывается нехватка обученных профессионалов: актёров, гримёров, продюсеров, художников-постановщиков. Аида ТЛЕГЕНОВА, художник-постановщик фильма «Девушка и голуби», рассказала, что пришлось брать на себя очень много функций.
– Сложность состояла в том, чтобы найти реквизит, комнату, – вспоминает Аида. – Договариваться с заведениями для съёмок, квартирами и домами. Это продюсерская деятельность. Даже образ для главной героини тоже пришлось подбирать.
По словам Аиды, первый опыт в киноиндустрии оказался интересным, многое было в новинку. Можно сказать, сбылась давняя детская мечта. Когда-то режиссёр ТЮЗа пророчил ей актёрское будущее, но не сложилось: на обучение в Москву не отпустили родители, а потом она открыла для себя дизайн.
– Работа художника-постановщика чем-то похожа на работу дизайнера интерьера, – объясняет Аида Тлегенова. – Нужно сделать красивый кадр, это зависит и от оператора, и от художника. Есть комната, интерьер. И в этом интерьере должна быть соответствующая мебель, люди. Они должны между собой гармонировать. Если, допустим, стена оранжевая, то и в одежде должен быть оранжевый акцент. И так далее, вплоть до лежащих на столе ручек. Очень кропотливая работа, которую зритель не должен заметить. Он увидит только хороший кадр.
Подобным хитростям и профессиональным секретам Аиду никто не учил. Режиссёр Еркебулан Закиров посоветовал ей целый список фильмов, которые будущий художник-постановщик просмотрела за несколько дней. Правда, совершенно не обращала внимания на сюжет. Больше всего её интересовала именно картинка.
Премьера фильма «Девушка и голуби» состоялась в Актобе в 2012 году. Больше Аида Тлегенова в съёмочном процессе участия не принимала.
– Хочется лучшего, – говорит она. – Не могу зарекаться, конечно. В прошлый раз взялась для опыта, да и интересно: ведь кино – это что-то из области грёз. Но буду выбирать, может, действительно будет что-нибудь интересное. На местном уровне получается неплохо, мы старались и получали удовольствие от процесса. Хочется верить, что будущее у нашего кинематографа есть.
Ксения ВИШЕНИНА,