НЕ ХОДИТЕ, ГЕИ, В КАЗАХСТАН ГУЛЯТЬ!
За свою неудачную шутку Данара извинилась уже на следующий день и пояснила, что её слова выдрали из контекста, а на видео с гей-парада можно заметить, что первым «Страной Бората» Казахстан назвал заокеанский остряк. Девушка даже удалила свои страницы из соцсетей, но поток негатива не прекратился, а даже вырос в несколько раз. Создаётся ощущение, что в комментариях люди состязаются в ханжестве, гомофобии и извращённой фантазии на тему, как лучше казнить острячку и заодно всех представителей не той ориентации. Видимо, не так уж и преувеличивал актёр Саша Барон КОЭН, создавший образ Бората, нравы казахстанских обывателей и интернет-хомячков, готовых линчевать всех инакомыслящих.
Как же так вышло, что людям на Западе больше запомнился низкопробный опус пошляка-юмориста, чем все описания достижений в солидных изданиях и неповторимые пейзажи, качественно снятые в «National Geographic»?
Как известно, простого обывателя из-за океана не заинтересуют ни лубочные картинки славного ханства, которые сотнями штампуют казахстанские художники в надежде устроить за рубежом персональную выставку за счёт государства, ни, тем более, понятная лишь специалистам статистика по росту экономики, которую везут за границу крупные компании. Публике нужно нечто запоминающееся, яркое. Скандалы, эпатажные акции, шокирующие детали, всё, что заставит отложить гамбургер и подавиться попкорном. Из-за этого фейки или желтизна быстрее попадают в топы интернет-новостей и, следовательно, чаще вылезают в поиски по тегу «Казахстан»
ПРОСТИТЕ МЕНЯ, ШЕЙХА ГРЕШНОГО!
Вот явный пример из ближнего зарубежья. Украинский писатель Андрей КУРКОВ в книге «Добрый ангел смерти» писал о путешествии украинцев к месту ссылки Тараса ШЕВЧЕНКО. Чтиво это бульварное, но автор в описаниях быта казахов попытался придерживаться достоверности, хоть и никогда не был в степях Мангышлака. По его мнению, казахи носят шёлковые халаты с драконами, едят только варёную баранину и запивают это исключительно зелёным чаем с «твёрдым, как камень, ужасно солёным засохшим творогом». А любой товар, от сигарет до автоматов, покупают у кочующих торговцев с верблюдами. При этом писатель хорошо владеет русским языком и интернетом, поэтому поиск нужной инфы в Сети для него не проблема.
Другое дело – организаторы чемпионата мира по стрельбе в Кувейте 2012-го года. В мероприятии такого уровня явно работали профессионалы, но почему-то на официальном приёме у шейха в честь казахстанской спортсменки Оксаны СТАВИЦКОЙ зазвучал тот самый пародийный гимн из фильма о Борате. Растерявшейся спортсменке пришлось стоять с ладонью у груди под текст «Это лучший страна по продаже навоз!». Международный скандал удалось замять только после извинений самого шейха, но западные блогеры эту тему охотно обмусолили.
СЕКС, НАРКОТИКИ И БЕШБАРМАК!
Тронуть сердца пресыщенной европейской богемы можно только чем-то шокирующим. Рассказы о Казахстане, как рае для наркоманов, вроде «Плахи» Чингиза АЙТМАТОВА и «Иглы» Рашида НУГМАНОВА, уже приелись, хотя бесспорно талантливы. Об этом прекрасно знает эксцентричный художник из Алматы Канат ИБРАГИМОВ. В интервью он всегда перемежает матерщину, тошнотворные откровения о своём лобковом педикулёзе с неоднозначными рассуждениями о казахских традициях и культуре. Казахстанцам он мало известен, а вот зарубежные интеллектуалы с восторгом следят за выходками «сумасшедшего нонкоформиста из дикой страны». Другая прогрессивная художница устроила в Лондоне перформанс «Я зачата в седле», где актёры в национальных костюмах, не слезая с коня, имитировали страстный акт зачатия. К счастью, запомнилось сие действие только узколобым критикам и озабоченным подросткам. Чопорных лондонцев таким не удивишь. У самих найдутся леди Годивы.
ИСТИНА ГДЕ-ТО ПОСЕРЕДИНЕ
Неужели, чтобы снискать интерес к Казахстану на Западе, нужно выставлять его только страной дикарей со странными обычаями, полной маргиналов и социальных проблем? Есть и иные примеры. Акция стрит-арт художника Паши КАСА на Семипалатинском полигоне привлекла внимание к проблеме ядерных отходов не только ценителей искусства, но и экологов. Хотя художник всего лишь изобразил картину Эдвара МУНКА «Крик» на одном из бункеров полигона. Алматинка Сауле СУЛЕЙМЕНОВА в серии работ «Казахстанская хроника» показала жизнь нашей страны без прикрас, но и без негатива. Милые апашки, читающие намаз на фоне стены, изуродованной похабными надписями, вызвали овации публики, и четыре картины тут же ушли с молотка на аукционе «Кристи». Говоря об успехе за рубежом, нельзя не вспомнить и актюбинского художника Марата БЕКЕЕВА. Его работы не эпатируют публику, не поднимают остросоциальных проблем, и сам автор не даёт скандальных интервью, но тема казахской культуры и обычаев есть почти в каждом его полотне. Тем не менее, творчество Марата можно увидеть в самых престижных картинных галереях Европы. А вот пафосные джигиты и степные пейзажи, которые переполняют отечественные выставки, частенько неинтересны даже местным ценителям живописи.